«Час пик» и «Час пик-2» были слишком успешны коммерчески, чтобы обойтись без продолжения. И вот на экраны вышел третий «Час пик» – новые совместные подвиги гонконгского инспектора Ли (Джеки Чан) и американского копа Картера (Крис Такер). Они уже уделали Америку (в первом фильме), уделали Гонконг (во втором) – теперь настала очередь совсем уж неизведанного и дикого места – Европы. В США очередной «Час пик» традиционно собрал хорошую кассу (хотя и не такую увесистую, как предыдущий).
Формула успеха «Часа пик» не изменилась. Новый фильм это, как и прежде, замес из трюков в исполнении Чана, шуток (в основном на тему трудностей перевода между разными национальными культурами), зуботычин и пародий на штампы американских и восточных боевиков.
В конце концов, мы живем в эпоху, когда рыцари без страха и упрека подводят итоги – то вернется для последнего боя постаревший Рокки, то «крепкий орешек» нанесет удар из прошлого по новым технологиям… Крис Такер же всегда одинаковый, начиная с незабвенного радио-идиота Руби в «Пятом элементе») и заканчивая старыми «Часами пик», и на этот раз тоже меняться не собирается.
Итак, старые друзья-напарники – тишайший, но шустрый (если надо бегать по крышам) инспектор Ли (Джеки Чан) и болтливый и похотливый афроамериканец Картер (Крис Такер), – идя по следу китайской мафии, отправляются в Париж. Париж, судя по «Часу пик- 3», – городишко неприятный и опасный, особенно для американцев. Уже в аэропорту героев задерживает садист-полицейский, для которого нет большей радости, чем, натянув резиновые перчатки, проверять на предмет контрабанды самые деликатные части тела приезжающих в эту негостеприимную страну (премерзко ухмыляющийся полицейский в резиновых перчатках – это довольно неожиданное в контексте всего фильма появление на несколько минут Романа Поланского). Кстати, еще одна культовая персона, (зачем-то) отметившаяся в «Часе пик», – шведский джентльмен Макс фон Сюдов (актер покойного Бергмана и священник из «Экзорциста»).
Сюжет третьего «Часа пик» как будто наспех написан «на коленке»: действие течет вяло и распадается на плохо увязанные между собой комедийные сценки.
Вот Ли и Картер размазаны по стенкам школы боевых искусств трехметровым – никак не меньше – переростком-учеником… Вот парочка допрашивает отчаянно матерящегося франкоязычного бандита, используя в качестве переводчика монахиню… Вот они барахтаются в вонючих волнах парижской канализации… Картер под дверью подслушивает вопли китайской прелестницы-убийцы, насмерть дерущейся с Ли и растроганно вздыхает: «Давай, крадущийся тигр! Не прячь своего дракона!... Наконец-то он стал мужчиной». И так далее в том же духе.
- Я никогда раньше не была с американским мужчиной.
- Я тоже не был!
- Прости, Ли. Ты не можешь быть черным. У нас ограничение по росту.
Поклонники, впрочем, засвидетельствуют, что в «Часах пик» самое главное – не слаженность и гладкость сценария, а именно шутки-прибаутки, которые составляют большую часть непрерывной болтовни Картера-Такера и прыжки-кувырки Чана. И в том, что большая часть эпизодов фильма нужна не для сюжета, а исключительно ради смеха, нет ничего плохого. То, что через полчаса после подобной легкой и динамичной комедии не помнишь, чего же собственно хотели герои и в чем суть истории, – это нормально. Если же не можешь вспомнить ни одной шутки – это уже проблема.
Беда в том, что юмор в третьей части, кажется, удался не вполне. Новому «Часу» не хватает прежнего задора, чтобы спародированные штампы по-прежнему веселили – теперь они скорее утомляют предсказуемостью и наивностью. В результате, несмотря на то что шутят здесь обычно на национальные или сексуальные темы, фильм получился совсем уж детским.
Впрочем, у этого есть и хорошая сторона – легкое и не перегруженное смыслом развлечение на вечер поклонникам такого рода кино «Час пик-3» гарантирует. Но едва ли с него стоит начинать знакомство с фильмографией Чана и едва ли он понравится больше двух первых «Часов».
Елена Полякова