В сентябре этого года в Новосибирске на базе образовательного центра РОСТ открылась частная школа нового формата. Здесь нет школьных стереотипов. Нет любимчиков учителей, учеба не воспринимается как каторга, на которую не хочется приезжать, обсуждается уход от системы оценок — больше никакой погони за цифрами, только незамутненная радость узнавать новое. Директор центра Олеся Геннадьевна Орлова провела экскурсию по школе, где классы названы в честь Циолковского и Карамзина, а техническая оснащенность поражает. Как в школе взращивают лидеров нового поколения и что под этим понимают в РОСТе — в материале.
Пока РОСТ взяла под свое крыло две возрастные группы школьников: здесь преподают начальное (1-4-е классы) и среднее (10-11-е классы) общее образование. «Началка» учится по программам «Школа России» и «Перспектива», но на этом сходство со школой в её обычном понимании заканчивается.
Один класс в РОСТе рассчитан всего на 16 человек. Преподаватель уделяет внимание каждому, а дисциплина не хромает — во время урока нет шума и гама, знания не растворяются в воздухе, а оседают в уме.
Из-за малочисленности шанс ответить есть у каждого, отмолчаться и скрыться на галерке не получится. Да и галерки, по сути, не существует, парты расставлены полукругом в два ряда. Если у ученика возникли трудности, что-то непонятно, то преподаватель уделит ему время и поможет заполнить эти пробелы прямо на уроке.
РОСТ — частная школа полного дня. Дети могут находиться в ней с 7:30 до 20:00 вечера. Режим дня достаточно жесткий. В восемь утра — завтрак, затем общеобразовательная программа. После ее окончания обед, полдник, прогулка, подготовка уроков. А после приступают к дополнительному образованию. Всего в РОСТе почти 20 доппрограмм — посещать можно любую, в зависимости от желания ребенка и его интереса к культуре, например, или точным наукам. Актерское мастерство, азбука креативного мышления, вокал, хореография, спортивные секции: выбор огромный.
«Весь спектр образовательных программ дает возможность ребенку почувствовать, где ему нравится, что лучше получается, где он успешен. Благодаря успешности ребенок вырастает лидером в своей сфере — это и есть образовательная миссия нашей школы. Мы хотим растить не только талантливых математиков или лингвистов, но и музыкантов, актеров, художников», — рассказывает Олеся Геннадьевна.
Подготовка уроков и дополнительное образование осуществляется под присмотром тьютора, который помогает ученику проходить индивидуальную программу, следить за его «образовательной траекторией». Особенно роль тьютора оценили родители, с которых сняли ежедневное корпение над домашними заданиями.
В каждом классе есть мультимедийные доски, панели, парты регулируются по возрасту и росту, множество интерактивных средств обучения.
По всей школе расположены зоны отдыха с wi-fi, есть своя библиотека с пуфами и книжными стеллажами, где на большом проекторе показывают фильмы.
На входе личные шкафчики учеников, как в американских школах.
Есть столовая, еду заказывают в ресторане и привозят уже готовую.
У каждого пространства в школе своя роль и название. В кабинете «Карамзин» занимаются русским языком и литературой, в «Циолковском» — астрономией, в «Лаврентьеве» — математикой. Угадаете, что изучают в «Касперском»?
Есть два больших коворкинга, где школьники играют на пианино и рисуют на мольбертах, и актовый зал.
Английский начинают учить в РОСТе с первого класса. А со следующего года добавляется еще один иностранный на выбор: китайский, испанский, французский или немецкий. Раньше говорили, что язык до Киева доведет, теперь с помощью пары иностранных можно сделать успешную карьеру по всему миру. Поэтому иностранным языкам в школе уделяется особое внимание: английский учат пять часов в неделю, а второй язык до четырех часов — по желанию детей и родителей.
Сейчас на базе РОСТа создается лингвистический центр, в котором преподают носители языка. Они в игровой манере снимают тот самый пресловутый языковой барьер. Но это не все барьеры, которые здесь ломают. В РОСТе обсуждают возможность уйти от оценочной системы в пользу компетентностной карты, которая будет демонстрировать продвижение ребенка по блокам усвоенных знаний.
«На мой взгляд, любая оценка — это плохо, потому что она становится неправильным стимулом, происходит подмена понятий. Дети легко адаптируются и находят легкий способ заработать пять. Но настоящая цель образования — это не оценка и не просто знания, а умение ими пользоваться», — поясняет Олеся Геннадьевна.
Отсутствие оценок снимает страх ответить на двойку, принести ее домой и расстроить родителей (и получить нагоняй). Поэтому в классах царит рабочая атмосфера, а не удушливая обстановка отчаяния и паники. Если возникают проблемы, например, в переходном возрасте, то решить их поможет школьный психолог, обратиться к которому может и ребенок, и его родители.
Олеся Геннадьевна рассказывает, что и без обратной связи от родителей видно, как в такой позитивной образовательной системе меняется ребенок, как он начинает работать в команде, учиться самостоятельности. И даже те, у кого школа раньше ассоциировалась только с негативом, или те, на кого повесили ярлык троечника, с удовольствием ходят в школу РОСТа.
А что со старшими классами?
Программа для 10-11-х классов в РОСТе разработана совместно с СУНЦ НГУ. Она повышенной сложности, углубленно изучается биология, физика, математика, химия и информатика. По мнению преподавателей, это позволит достаточно легко поступить в престижный университет, тот же НГУ. Ведь в школе начинают изучать уже, по сути, университетскую программу под руководством вузовских преподавателей. Ученики начинают дышать научным воздухом, погружаться в студенческую атмосферу.
Все обучение проходит на территории школы — в жилом комплексе «Жуковка». Здесь собственная система видеонаблюдения и безопасности, вход на территорию осуществляется по электронному ключу. Для школьников ежедневно осуществляется трансфер с площади Калинина.
В РОСТе ищут коллег-единомышленников
Сейчас в школе активно проходит поиск преподавателей в кадровый резерв, которые разделяли бы ключевые идеи школы: полный день, дополнительное образование, индивидуальный подход, воспитание лидерских качеств, отход от оценочной системы.
В связи с этим в РОСТе планируется преобразование: выделяются структурные подразделения «школа» и «колледж», объявлен конкурс проектов, направленных на развитие центра. По результатам конкурса школа примет в свой коллектив новых членов команды. Олеся Геннадьевна рассказывает, что здесь «хотели бы видеть в своих рядах человека с опытом работы, с одной стороны, но с другой — чтобы у него не пропал огонек и любознательность, качества, которые очень важны для РОСТа».
Образовательный центр РОСТ
Новосибирск, ул. Победы, 55
тел. +7 (383) 230-70-00
info@rost21vek.ru