Образование «Сытые бюрократы доказывают, что учитель — неудачник»

«Сытые бюрократы доказывают, что учитель — неудачник»

Из российских школ бегут учителя — педагоги честно рассказали НГС, что их не устраивает

Молодые педагоги приходят в школы, но быстро увольняются | ngs.ruМолодые педагоги приходят в школы, но быстро увольняются | ngs.ru
Молодые педагоги приходят в школы, но быстро увольняются

Юрий Крылов, преподавал русский язык и литературу в гимназии № 10:

Юрий Крылов уверен, что педагоги бегут от бесконечной бюрократии — отчётность нужна чиновникам чуть ли не ежедневноЮрий Крылов уверен, что педагоги бегут от бесконечной бюрократии — отчётность нужна чиновникам чуть ли не ежедневно
Юрий Крылов уверен, что педагоги бегут от бесконечной бюрократии — отчётность нужна чиновникам чуть ли не ежедневно

«Я начал работать в школе в 95-м году и ушёл из неё в XXI веке. И мне кажется, что смена веков совпала со сменой очень важной парадигмы в средней школе. 90-е годы для учителей были нищими годами. Я помню, в 95-м году зарплату учителям по полгода задерживали. Да и зарплата была небольшая. Потом как-то наладилось — деньги стали платить. В 98-м грянул дефолт, и относительно небольшая зарплата учителя превратилась в унижение. Нам повезло: наш директор как-то придумывала, как помочь учителям, — спасибо ей! Думаю, потому я и держался в школе до начала нового века и "новой школы".

А "новая школа" оказалась кондовой бюрократией. Количество отчётов и их абсурдность начали расти года с 98-го. С каждым сезоном бумаг становилось всё больше — вот я и ушёл.

Подводя итог, скажу: в 90-е в школе присутствовал элемент творчества учителя. Новаторства. Но чиновникам не нравится неконтролируемое творчество, поэтому начались отчёты, планы, таблицы. С XXI века творчество из школы было убрано и заменено менеджментом, отчётностью, а потом и натаскиванием к олимпиадам и ЕГЭ. Пожалуй, это главная для меня причина ухода.

Теперь я готовлю будущих учителей. Мало кто из студентов идёт в школу. Причин этому немного — всего три. Во-первых, что бы ни вещали с высоких трибун власть предержащие, зарплата учителя мала! Потому все и хватают по полторы-две ставки!

Во-вторых, работа учителя максимально формализована и забюрократичена государством.

Количество отчётов, планов, программ ненормально большое. И главное — непредсказуемо. Что министр образования, что все-все чиновники — от министров до местных функционеров — придумывают новые отчёты и требуют их немедленно в любой день, в течение нескольких дней или даже часов.

В-третьих, сама профессия учителя в обществе стараниями государства низведена до статуса обслуживающего персонала. Сытые бюрократы показывают, что учитель — неудачник, безграмотные самоуверенные представители Рособрнадзора дают понять, что учителя работают неправильно. Кто же захочет примерить на себя такую репутацию? Вот потому зачастую и не идут в школу работать наиболее умные творческие студенты педвуза».

Максим Коротков, учитель математики в школе № 112:

Максим Коротков любит свою работу за возможность самообразования Максим Коротков любит свою работу за возможность самообразования 
Максим Коротков любит свою работу за возможность самообразования 

«В нашей школе много молодых педагогов, и если даже по каким-то личным причинам они уходят, другие появляются через небольшой период. То есть существуют люди, которые не против идти работать в школы, но вот задержаться в них на более или менее большой период — это уже другой случай. Я отработал два года, сейчас пойдёт третий. Когда пришла в голову идея о работе в образовательном учреждении, лично у меня не появилось никаких отпугивающих факторов. Возможно, потому, что для меня школьные годы прошли без каких-либо негативных факторов. Возможно, потому, что мои учителя были очень хорошие и ни одного из них не вспоминаю плохим словом, а только с уважением и теплотой. Но за время работы в школе я теперь могу сказать о возможных факторах, которые могут создать проблемы учителю в начале преподавательского пути и из-за которых могут возникнуть сомнения в выборе данной профессии.


Во-первых, нежелание или неспособность учиться или переучиваться. После окончания высшего учебного заведения, за время обучения в котором было прочитано невероятное количество книг по психологии, технологии преподавания, об особенностях развития ребёнка в различные возрастные периоды и тому подобное, учителя приходят в школу и с ужасом замечают, что у них не получается применить знания, приобретённые в университете, на практике. И тут у молодого преподавателя может быть два вектора развития: первый — это потерять веру в свои силы, способности, в то, чем он занимается, и в дальнейшем уйти из учебного заведения; второй — это спрашивать советы у опытных преподавателей, администрации школы, изучать дополнительную литературу и каждый день дома делать анализ и работу над своими ошибками и потом уже наслаждаться своей работой.

Просто далеко не каждый человек спустя 22 года своей жизни — средний возраст выпускника с высшим образованием — готов проводить корректировку, например, своей речи, голоса, поведения и знаний.

Во-вторых, нет мотивирующей идеи. Не думаю, что сделаю открытие кому-то, но в педуниверситет не так сложно поступить, и у меня есть несколько знакомых, которые пошли туда учиться только потому, что там были бюджетные места и легко на них пройти. Проучившись четыре года, они либо никак не связали себя с преподавательской деятельностью, либо пошли на месяц в школу и уволились со словами "это не моё". То есть они поступали в университет, потому что было легко, а в школе не очень просто, а ещё когда они хотят зарплату под 40 тысяч, да ещё и сразу после окончания университета, но не получают её, то тут невероятным образом они бросают это дело. Для работы в школе нужна некая жизненная цель, основная и значимая для вас лично идея, иначе трудно будет работать.

В школу лучше не приходить, если хочется просто где-то поработать.


В-третьих, общение с детьми и родителями. Я уже много статей читал и различных рассказов слышал о том, что "сейчас дети такие растут", "родители сейчас не воспитывают совсем". Я не особо понимаю, потому что в нашей школе я встречаю это только как единичные случаи. Дети меняются постоянно: ищут, как себя вести, поэтому экспериментируют с моделью своего поведения. А школа — это то место, где они проводят большую часть времени и могут проделывать эти самые эксперименты. И многие учителя, особенно новые, не способны принять это — начинают раздражаться по каждому поводу, когда ребёнок ведёт себя не так, как ожидает от него учитель. Так что переход со взрослой среды в детскую весьма стрессовая ситуация, с которой не каждый учитель может справиться.

У меня есть классное руководство, и с родителями детей я постоянно на связи. Это тоже одна из особенностей работы в школе: общение не только с детьми, но и родителями. Лично у меня с последними почти не было конфликтов. Только несколько звонков насчёт успеваемости ребёнка, но потом мы разбирались: дело не в том, что оценки какие-то несправедливые, а просто родитель был в растерянности и не знал, что происходит сейчас с его ребёнком и как с ним себя вести.

В школе я остался, потому что мне нравится получать новые знания и передавать их в дальнейшее использование. Также мне по душе график: очень комфортно, когда после работы у тебя есть больше времени, чем у большинства, чтобы заняться своим хобби или начать изучать что-либо новое. Во время студенчества я успел попробовать работать в нескольких местах, не связанных со сферой образования, и остаться на них хватало сил максимум на месяц. Здесь же за два года не было и дня, чтобы я не хотел идти и работать. Это ещё одна причина».

Тимофей Лапшин, работал педагогом дополнительного образования (факультатив по литературе) в гимназии № 16 «Французской»:

Тимофей Лапшин считает, что профессия педагога перестала быть престижнойТимофей Лапшин считает, что профессия педагога перестала быть престижной
Тимофей Лапшин считает, что профессия педагога перестала быть престижной

«Потому что давайте смотреть правде в глаза: профессия педагога растеряла былой престиж. Я как-то был в военкомате и когда проходил психиатра (символично, правда?), она спросила, на кого я учусь. Услышав, что я будущий учитель русского языка и литературы, она поведала мне душещипательную историю о том, как раньше учителям в пояс кланялись и боготворили их. И я сильно сомневаюсь, что она имела в виду престижные частные школы. В то время (а психиатр была женщиной пожилой) ни о каких частных школах знать не знали. Обычные, общеобразовательные.

Да и если уж на то пошло, учитель — это одна из самых нервозатратных профессий. А тратить нервы, работая за гроши, и терпеть, терпеть, терпеть — кому оно надо?

Можно сколько угодно слушать истории о том, как сейчас поощряют и мотивируют молодых педагогов, но если бы это было действительно так, то я бы сейчас, скорее всего, не отвечал на этот вопрос, верно? Несомненно, есть люди, которым само мироздание велело быть учителями, которые ставят интересы педагогики выше своих собственных, вот им действительно нужно кланяться и по сей день.

Я изначально поступал на факультет иностранных языков, должен был стать учителем французского, но в силу определённых обстоятельств я поступил на филфак, который выбрал, скорее, из-за любви к литературе. Кроме того, филфак послужил хорошим подспорьем для моего творчества: я уже 11 лет занимаюсь поэзией, периодически выступая.

Но всё же сейчас, работая в частной школе не совсем по специальности (преподаватель ментальной арифметики Innovate и креативной математики в школе гениев "Эйн&Штейн". — М.Т.), я понимаю, что хорошо лажу с детьми, что я, конечно, не тот педагог, которого надо боготворить, но всё же что-то в этом есть. Приятно слышать слова благодарности от своих учеников и следить за их успехами. Но это частная школа: здесь в приоритете ученики, но и о педагогах заботятся и всячески поощряют.

Поэтому проблема куда глубже. Дело не только и не столько в непрестижности, дело в системе образования, в отношении к детям, к педагогам. И в конце концов, дело в школах, многие из которых, кажется, не ремонтировали с тех пор, как построили. Очень хочется верить, что ситуация изменится к лучшему. Я встречал несколько молодых педагогов, которые действительно всем довольны, но, сдаётся мне, это единичные случаи».

Читайте также:

«Если в классе тишина — значит, работы нет»: правила жизни лучших учителей

Подписывайтесь на нашу страничку в Facebook, чтобы не пропустить самые важные события, фото и видео дня.

Мария Тищенко 
Фото Катерины Калиневич (1), предоставлены героями материала (2–4)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
438
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления