Первая ярмарка из белорусских товаров прибыла в город благодаря Владимиру Городецкому, договоренности существовали уже давно. Разместить ярмарку именно на площади Ленина предложил уже Анатолий Локоть, посетивший Минск в июле. Торговцы с товарами приехали централизованно на 14 фурах по 20 и 10 тонн, преодолев 4,5 тыс. км. В цветных палатках, оформленных на национальный манер, белорусы предлагают продукты питания, знаменитое женское белье фабрики «Милавица», обувь собственного производства и трикотаж.
18 октября в центре Новосибирска раскинулась палаточная ярмарка с товарами, произведенными в Белоруссии. Несмотря на ненастную погоду, каждый день рядом с палатками торговцев толпились горожане, то и дело ужасаясь ценам на продукты. Поддержать ярмарочников вышел из мэрии Анатолий Локоть: он назвал белорусов самыми успешными фермерами СНГ и рекомендовал своему электорату покупать белорусское.
Корреспондент НГС.НОВОСТИ пришла на ярмарку в будний полдень и увидела очереди почти к каждому прилавку. Самая длинная образовалась за белорусскими яблоками по 50 руб. за кг. Похожие краснодарские яблоки в супермаркете «Холидей» стоят 57,20 руб. без учета скидки по карте клиента. Покупатели на площади признались, что товар не пробовали, но предположили, что плохое на такую ярмарку не повезут. Белорусские продавцы выглядели сдержанными и не особо приветливыми, а на вопрос «что посоветуете?» без разговоров давали всё пробовать: будь то колбаса, моченые яблоки или конфеты.
80 % посетителей ярмарки — пенсионеры. Они с навыками, оставшимися с советских времен, юрко протискивались сквозь плотную стену земляков, спрашивая друг у друга «почём?», а затем разочарованно качали головой со словами «у нас дешевле». Пенсионер Геннадий Снегирев признался, что он белорус и с трепетом ждал товаров, привезенных с его родины, но в итоге разочаровался. «Это неплохая продукция, хорошая, но важно, чтобы цены значительно были подкорректированы. На молочные, мясные продукты… Я смотрел обувь… Всё очень дорого», — сказал мужчина, крепко держа в руке маленький пакетик с белорусскими конфетами.
Мэр Новосибирска Анатолий Локоть решил провести обход ярмарки на третий день ее работы. Подобраться близко к прилавку ему не удалось — толпа не расступалась, так как электорат не обращал никакого внимания на своего избранника, больше интересуясь хлебом насущным. Вспомнив работу в Госдуме, мэр отметил, что депутаты обычно покупают в Белоруссии льняные костюмы и детские товары. Проходя рядом с палатками, Локоть поинтересовался у продавщиц: «Ну как покупают новосибирцы?» — «Ужас как покупают <…> Ужас как хорошо!» — отвечала бойкая белоруска с выраженным акцентом. «А еще приедете?» — не унимался мэр. «Конечно, приедем», — отвечали ему нараспев.
Представитель белорусской делегации — начальник отдела внешнеэкономической деятельности Белорусского республиканского союза потребительский обществ Татьяна Зубрицкая — призналась, что ярмарка не коммерческая, а социальная, так как слишком высоки затраты на дорогу. «Больше всего берут мясную и молочную продукцию, которая отличается своим качеством и натуральностью, а вообще берут всё, что есть. Грибы, например. Говорят, в Новосибирске не грибной год, поэтому наши грибы идут на ура», — поделилась она.
После введения в России продуктового эмбарго новосибирцы все чаще встречают в супермаркетах белорусский сыр. На ярмарке он тоже пользовался популярностью. Корреспондент НГС.НОВОСТИ заметила в продаже «Маасдам» и «Российский» по цене 440 руб. за кг, «Полесский» по 364 руб. за кг. В супермаркете «Холидей» сыр «Российский», также произведенный в Белоруссии, в этот же день можно было купить за 337 руб., а «Маасдам» родом из Нидерландов — за 515 руб. А вот стерилизованное молоко оказалось дешевле: напиток 3,2%-ной жирности от белорусской буренки стоит 44 руб. В «Холидее» же аналогичный продукт «Веселого молочника» обойдется в 67 руб.
Колбаса на ярмарке пестрила неизвестными новосибирцам названиями. Среди знакомых — «Молочная» по 280 руб. за кг. В «Холидее» ее тезку можно купить за 227,50 руб. — производства «Сибиряк Здоровяк», а также есть гостовская от «Мясного треста» по 314 руб. за кг. В целом разброс цен был огромным — от 260 до 900 руб. Два сорта полукопченой колбасы — «Бутербродная» и «Купеческая» около 300 руб./ кг — сделаны в основном из мяса птицы, сдобренного мукой, усилителями вкуса, ароматизаторами, соевой клетчаткой и загустителями, об этом честно сообщила упаковка.
У замороженных куриных полуфабрикатов под звучным названием «Петруха» из Могилёва нашлись конкуренты среди сибирских сородичей как превосходящие по цене, так и уступающие: тушка «Петрухи» стоит 129 руб. за кг, в «Холидее» тушки бройлеров местного производства продаются по 165,50 и 118,60 руб. за кг. Крылья от Октябрьской птицефабрики обойдутся в 166 руб. за кг, а из Белоруссии — в 183 руб.
Витрины белорусских палаток красноречиво говорят о том, что с овощеводством в стране все в порядке — простые полулитровые банки, в которых в России часто можно увидеть домашнее варенье, наперебой предлагали традиционные советские полуфабрикаты: борщ, винегрет, солянка, рассольник обойдутся от 48 до 65 руб. за банку. Интерес покупателей вызывало сгущенное молоко с самыми разными вкусами, которое в Новосибирске не продают: капучино, ваниль и крем-брюле можно купить по 70 руб. за привычную жестяную банку. Ближайший конкурент из Омска — сгущенное молоко «ЛюбиМо» — обойдется в «Холидее» по 58,50 руб., но уже без разнообразия ароматизаторов.
В Новосибирске уже известны конфеты белорусских фабрик «Коммунарка» и «Спартак», но в Белоруссии их гораздо больше. В частности, на ярмарке продавался зефир фабрики «Красный пищевик» по 190 руб. за кг. Светлана (на фото), купившая мужу белорусские сладости, сказала, что никто из знакомых и друзей еще их не пробовал, а сама она сладкое не ест. «Цены практически такие же, как у нас, но хочется чего-нибудь новенького», — поделилась она.
Пенсионерка Надежда Дмитриева рассказала корреспонденту НГС.НОВОСТИ о своих покупках, но фотографироваться не захотела, сославшись на неподходящий внешний вид. Среди ее покупок — нектар из голубики, который у нас не продается, икра из уваренных кабачков, сыр, яблоки, банка зеленого горошка, маринованные огурцы и зеленые помидоры, вкусом из ее детства, а также грибы подосиновики и опята — они уже отварные и соленые. Из них она собирается делать икру или наморозить на зиму. По ее оценкам, вся покупка обошлась ей в 600 руб.
Организаторы ярмарки рассказали, что цены на продукцию в Белоруссии такие же, как на ярмарке, поскольку здесь они отпускные, без розничной наценки. Единственное — пришлось добавить на транспортные расходы, в итоге «то на то и вышло».
«Потребители делают некорректное сравнение [с супермаркетами]: сравнивают колбасу несортовую и колбасу высшего сорта, которая состоит на 90 % из мяса — это не может быть в одинаковой ценовой категории. Так же по сгущенному молоку: там кроме молока и сахара больше ничего не добавлено — это не сгущенка из пальмового масла; когда это объясняешь, то люди понимают, что это другой продукт», — сообщила глава белорусской делегации Татьяна Зубрицкая.
Выбор корреспондента НГС.НОВОСТИ, решившей попробовать продукты одной из немногих лояльных к России стран Запада, пал на молочные продукты от ОАО «Здравушка-милк» из Борисова: биойогурт за 26 руб., напиток кисломолочный за 35 руб. и биотворог 1%-ной жирности (200 г) за 17 руб. Все молочные 3 традиционного и приятного вкуса. Однако состав кисломолочного напитка, который хвалили продавцы, называя питьевым йогуртом, вызвал вопросы. Среди ингредиентов, перечисленных на упаковке, кроме привычных загустителей и стабилизаторов нашелся незнакомый компонент, название которого настойчиво напоминало урок химии: дикрахмалфосфат оксипропилированный «сшитый» (он же — добавка Е1442).
Ярмарка показала, что в Белоруссии производят обувь. Кожевенно-обувная компания «Марко» — один из самых крупных производителей обуви среди стран СНГ, как говорится на сайте компании. Витебские женские сапоги выглядят добротно, но не гламурно. Цены продавец обозначила: от 5156 до 5850 руб. в зависимости от длины голенища. Покупательницы интересовались ценой, а если та их устраивала, не стесняясь случайных прохожих, отправлялись на публичный стульчик на примерку.
В крайней палатке, стоявшей особняком, — гордость белорусской легкой промышленности: женское нижнее белье под маркой «Милавица», широко известной во всей России. Покупательницы наперебой интересовались ценами и размерами, отмечая, что стать обладательницей легендарного белорусского бюстгальтера здесь можно, не переплачивая 300–400 руб. в новосибирских магазинах.
Выступая перед журналистами после обхода, Анатолий Локоть отметил, что белорусские фермеры втрое или даже вчетверо обеспечивают себя продовольствием, поэтому могут себе позволить экспортировать свои товары. «Мы проведем переговоры, мы будем искать пути оптовых поставок», — пообещал он. Градоначальник признался, что сам предпочитает белорусские шоколад и сало, которое хоть и было заявлено в анонсе, на ярмарке отсутствовало.
Настя Гринёва
Фото Ольги Бурлаковой