На прошлой неделе в Новосибирске в очередной раз выросли цены на бензин. Теперь автомобилистам придется доплачивать за каждый литр по 50 коп. Однако поставляемый с одного завода бензин стоит на городских заправках по-разному — разница достигает целого рубля за литр. Корреспондент НГС.НОВОСТИ выяснил, где можно заправиться подешевле, узнал важную роль государства в процессе роста цен и выяснил, на какие траты готовы пойти горожане, лишь бы не расставаться с личным автомобилем.
На заправках крупнейшей в городе сети «Газпромнефть-Новосибирск» бензин подорожал на 50 коп. 7 октября. Большинство других сетей подняли цены еще раньше — начиная с первых чисел месяца. Дольше всех держалась сеть АЗС «Янтарь» — здесь сменили ценники только 8 октября.
На заправках под этими брендами можно залить литр АИ-92 за 27 руб., а литр АИ-95 — за 29 руб. К тройке лидеров примыкает АЗС «Янтарь» — здесь удерживают цену на самый ходовой АИ-92 на уровне 27 руб. На 20 копеек дороже торгуют сети «Хорос» и «Синтез», а в сети «Беркут» АИ-92 стоит 27,5 руб., а АИ-95 — 29,5 руб. Традиционно самый дорогой бензин в сети АЗС «Лукойл» — АИ-92 здесь предлагают по цене 27,9 руб. за литр, а АИ-95 — по 29,9 руб. за литр.
Президент ассоциации независимых нефтетрейдеров «Сибирь-ГСМ» Юлия Золотовская объяснила рост цен тем, что в течение последних 10 дней оптовая цена бензина выросла на 600 руб. за тонну.
По данным Новосибирскстата на конец сентября, с начала 2012 года цены на бензин в Новосибирске выросли на 11,4 %. В ведомстве добавляют, что самый дорогой бензин в Сибири этой осенью в Забайкальском крае, самые низкие цены на дизельное топливо зафиксированы в Томской области, на автомобильный бензин марок АИ-80 и АИ-92 — в Кемеровской области, а самый дешевый АИ-95 продают в Алтайском крае.
По данным Золотовской, все марки автомобильного топлива дорожают пропорционально, за исключением дизельного топлива, которое за последние несколько лет сравнялось по стоимости с высокооктановыми бензинами. «Расклад такой: 60 % стоимости бензина — это налоги, 10 % — добыча, 20 % — переработка. Оставшиеся 10 % делят между собой нефтяная компания и розница. Недавно Минэнерго опубликовало информацию, что маржа розницы составляет 6 % в среднем по России. Однако стоит учитывать, что за Уралом почти везде АИ-92 по 28 руб., а у нас все еще по 27 руб.
Наши сети АЗС имеют маржу ниже средней по стране — около рубля с литра», — описывает ситуацию эксперт.
Самой динамичной частью налоговой нагрузки на производителей бензина является акциз. Напомним, что он был введен в 2011 году с целью пополнения дорожного фонда России. С тех пор акциз не раз повышался и на сегодня составляет около 20 % средней по Сибирскому ФО оптовой цены тонны бензина АИ-92 и АИ-95 (на основе статистики ИАЦ «Кортес»).
В этом смысле автовладельцев ждет один из двух сценариев относительно удорожания бензина. В Новосибирскую область бензин поставляет Омский НПЗ. Производимые заводом бензины марок АИ-92 и АИ-95 относятся к 4-му и 5-му классам. По данным информационно-аналитического центра «Кортес», в 2012 году акциз на бензины 4-го класса повышался только 1 января и на данный момент составляет 6822 руб. за тонну, то есть около 5 руб. за литр.
Согласно планам правительства, с 1 января 2013 года акциз на бензины 4-го класса поднимется до 8560 руб. за тонну, а с 1 января 2014 года — до 9416 руб.
Таким образом, в 2013 году производитель бензина отчислит государству уже около 6,2 руб. за каждый литр, а в 2014 году — по 6,8 руб. Это пропорционально отразится на стоимости топлива на заправках.
Если же Омский НПЗ полностью перейдет на бензины класса 5 (их производство началось в 2011 году), то он заплатит государству меньше. 1 июля 2012 года акцизы на бензины 5-го класса были снижены на 25 % и в 2013 году повышаться не будут. Рост произойдет только в 2014 году, однако на тот момент акциз на 5-й класс будет почти в 2 раза ниже, чем на 4-й.
Эксперты уверены, что до критического ценового потолка литра бензина еще далеко. «По нашим оценкам, новым важным психологическим рубежом цен на бензин является 40 руб. за литр.
Но даже при такой цене вряд ли следует ждать массового падения платежеспособного спроса. Быстрый скачок цен мы практически исключаем, так как государство внимательно следит за ситуацией на топливном рынке, в том числе на региональном уровне, чтобы не просто избежать социальной напряженности, но и удержать инфляцию в разумных пределах. Плавное достижение этого порога со временем не исключено, но это напрямую будет зависеть от таких макроэкономических факторов, как темпы инфляции, стоимость нефти на мировом рынке, курс рубля и др.», — уверен директор «БКС Премьер» в Новосибирске Владимир Сваровский.
Марк Волков
Фото Стаса Соколова