
Спектакль показали 30 января
В Новосибирске в ДКЖ 30 января показали спектакль «Маяковский. Я сам» (18+). Главную роль в нём сыграл скандальный новосибирец Никита Кологривый. Создатели предупредили, что основная тема спектакля — взаимоотношения Владимира Маяковского и четы Брик. О том, каким он получился, — в материале НГС.
Из ДКЖ вечером в четверг выходит много нарядных людей. Женщина в розовой шубе, девушки в сверкающих юбках, корсетах, шикарных платьях. Слышны обрывки разговоров.
— Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей, — цитирует Пушкина своему кавалеру женщина, описывая увиденную на сцене историю. Продолжение она, как бывает чаще всего, не зачитывает.
— Не, ну в «Слове пацана» он лучше играл, — говорит мужчина из следующей пары зрителей.
На философские и не очень разговоры новосибирцев настроил спектакль «Маяковский. Я сам», главную роль в котором сыграл Никита Кологривый. И, кажется, зрители разделились на тех, кто пришел на спектакль с Никитой Кологривым, и тех, кто пришел на спектакль о Владимире Маяковском.

Билеты стоили от 4 до 9 тысяч рублей
Моя соседка в зале, например, пришла ради истории поэта. Причем по совету мужа: он видел его в Москве и был уверен, что жена будет в восторге. Она рассказала, что во время ковидного карантина они с мужем пытались учить стихотворения и устраивать батлы. Но муж запретил ей зачитывать стихотворения Маяковского, и она выбыла из игры. «Слово пацана» она вообще не видела.
Спектакль мы почти не обсуждаем — мнение о нём сформировать сложно.

Всего в спектакле задействовали шесть актеров
Моей соседке в первом акте больше всего понравился момент, когда у Никиты Кологривого сломался микрофон, и его громкий, иногда оглушающий голос стал тихим и более живым. Но с поломкой справились очень технично: партнеры по сцене подходили близко к Маяковскому со своими микрофонами, а в какой-то момент актер незаметно исчез и вернулся уже с работающим.
Декорации спектакля были минималистичными: драпированные белые полотна, вокруг — медиаэкран, на котором в начале написали цитату из лирики поэта, а потом просто выводили даты. Во время действия появляются и другие декорации и реквизит: фортепиано, кровать, стол, диван, которые в процессе оказываются многофункциональными. Фортепиано, например, в момент рассказа о детстве Маяковского становится теплоходом — с него он видит маяк и, разумеется, мечтает на него подняться.

Проходил показ в ДКЖ
Звуковое сопровождение начинается еще до начала спектакля. Зрители, пока ждали, слушали звуки моря и чаек. А первая часть действия больше похожа на подкаст: детство поэта просто описывают словами и зарисовками, добавляя игру актеров, звуки, движение.
Звук активно сопровождает и прочтение стихов Маяковского Никитой Кологривым. После этого зал каждый раз аплодирует. Иногда долго.

История жизни Маяковского — не моноспектакль. В нем, например, появляются и другие футуристы
Спектакль построен как биографическая справка: смерть отца, переезд в Москву, там тюрьма, а потом учеба. Оживляет спектакль появление друзей Владимира Маяковского. Давида Бурлюка играет Арсений Сергеев, а роль Велимира Хлебникова исполняет Максим Теняков. Всего в спектакле задействованы шесть актеров, хотя действующих лиц много — каждый играет по несколько.
У Максима Тенякова самые заметные второстепенные роли: он играет смешно, легко и непринужденно. Полная противоположность тяжелой и осмысленной игре Никиты Кологривого.
— Вот так родился русский футуризм, — констатирует Никита Кологривый после знакомства своего героя с его будущими друзьями.

На сцене совсем не много реквизита, всё внимание — действию
Серьезные персонажи из учебников по русской литературе в спектакле перестают быть такими: играют, кривляются (иногда даже слишком много), ведут себя немного безумно. В общем, творческие молодые люди.
Кульминацией первой части спектакля становится появление Лили (Авелина Квасова) и Осипа Брик (Ефим Белосорочка). В этой же сцене Никита Кологривый читает «Облако в штанах». Ему выводят в помощь актрису, постоянно включают фоновые звуки, переключают свет, и он, играя мгновенную влюбленность, громко кричит, краснеет, переходит на тихое бормотание.

На спектакль пришли очень разные зрители
Создатели спектакля предупредили, что сложный треугольник Бриков и Маяковского будет в центре внимания. Сейчас бы мы смело окрестили эти отношения токсичными и абьюзивными и посоветовали всем троим сходить к психологу. Владимир Маяковский же писал стихи.
Ближе к концу первой части ситуация заметно усложняется, а в действии становится много пауз и танцев. Вот компания друзей танцует в Новый год, а вот Маяковский с Лилей кружатся с белой тканью. И между этими двумя сценами не очень-то много событий.
Вторая часть начинается весело, но быстро становится всё более и более мрачной. Хотя и более динамичной и интересной, чем первая. Кажется, даже меняется игра актеров. Тут уже никаких предысторий и отвлечений — только чувства, только драма.

Первый акт заканчивается отъездом Давида Бурлюка за границу
Режиссер Семен Шомин, возможно, снизил уровень безумия отношений этой троицы, но смог объяснить, что произошло. Даже если версия только одного человека, она показана как полноценная история.
Лиля здесь — понятная, ее поступки объяснимы, даже ее «ревность — это мещанство». Любовь Лили к Осипу в спектакле огромна. Характер главной героини в спектакле раскрыт даже больше, чем сам Владимир Маяковский. Его будто пытались одновременно упростить и усложнить — получилось и недостаточно, и слишком много.

Основой сценария стала автобиография Владимира Маяковского
После расставания Бриков с Маяковским остаток его истории показали всего в паре минут. Грустно и драматично. И вот уже прощальная страница и возвращение к метафоре с маяком из начала спектакля.
Зрители хлопают долго, несут главным актерам цветы и подарки. Никита Кологривый всех благодарит. Жду, что, может, упомянет Новосибирск и скажет что-то родному городу. Но он не говорит.
Что еще почитать по теме?
SHAMAN, Макsим и все-все-все: кто выступит в Новосибирске в феврале — большая афиша.
«Приехал в школу в трениках, попросил пирожков». Показываем, где прошло детство актера Юры Борисова, — репортаж.
Феномен «Аноры»: как история о таких разных русских в Америке завоевала мирового зрителя и прославила Юру Борисова.