2 марта поговорим с Андреем Констом о том, как, окончив гумфак НГУ, стать голливудским режисером.
26 февраля в прокат вышел снятый в Голливуде фильм «Кровавая леди Батори» — режиссерский дебют новосибирского режиссера Андрея Конста. В прямом эфире НГС он расскажет о съемках и ответит на вопросы читателей.
Конст Андрей — родился в 1969 году в Новосибирске, окончил гуманитарный факультет НГУ. Еще студентом он занимался телевизионными проектами и рекламой. Снял несколько игровых короткометражных фильмов, которые попали на фестивали, что со временем привело к проектам в Нью-Йорке. Проекты провалились, но к тому времени Андрей Конст перебрался в Голливуд, где сотрудничал с Тимуром Бекмамбетовым, продолжая работать в коротком метре.
Ива Аврорина:
Добрый день, уважаемые читатели, слушатели, зрители НГС.НОВОСТИ, мы начинаем онлайн-встречу. Сегодня на вопросы ответит новосибирский режиссер Андрей Конст, который расскажет про работу с голливудскими продюсерами и актерами. Пожалуйста, задавайте свои вопросы.
Евгений:
1) Андрей, расскажите, пожалуйста, как Вы попали в Голливуд, как стали режиссером этой картины.
2) Что посоветуете начинающим режиссерам, которые мечтают попасть в Голливуд, какие есть для этого пути?
3) Насколько дорого жить в Лос-Анджелес, в какую ежемесячную сумму можно уложиться?
Ответ:
Всем привет! Доброе утро!
Я заканчивал в свое время гумфак НГУ, потом я подучивался режиссуре на разных мастерских уже здесь, в Лос-Анджелесе. Я считаю, что общее гуманитарное образование, да и любое другое, готовит к режиссуре лучше, чем специализированное. Потому что все, что с режиссурой связано технически, приходит с опытом, и, если что-то хочется узнать там, например, про работу с актерами, про камеру, можно посетить какие-то мастерские и курсы специальные, их очень много. Я посещал много таких курсов, это учит конкретным вещам. Для режиссера очень важно иметь свое собственное мировоззрение, свой взгляд на мир и т.д. А это дает как раз общее образование.
Ива Аврорина:
Как вы попали в Голливуд?
Ответ:
В кино я попал случайно. В университете я начал работать над телевизионными проектами.
Ива Аврорина:
Всех интересует путь...
Ответ:
Путей очень много. Это не как ехать по шоссе, а как, например, плыть по озеру. Есть куча маршрутов, но главное, что они приводят к какой-то цели. Я на самом деле слегка случайно здесь оказался в том смысле, что я занимался сначала рекламой, потом короткометражками в Новосибирске. И так получилось, что один из моих фильмов короткометражных, снятый в Новосибирске — «Пиратские сумерки», — попал на фестиваль в Нью-Йорке. Когда я туда приехал, познакомился с некоторыми местными продюсерами, которые собирались делать документальный фильм про одного американского комика, который родился в России. Документальный фильм планировался вокруг того, что он в первый раз с четырех лет поехал в Москву, устроил там представление. Им соответственно нужны были люди, которые помогли бы им спродюсировать это с русской стороны. И поскольку я хорошо говорю по-английски и по-русски, я мог быть посредником. Сначала мне предлагали быть продюсером, потом режиссером, а потом проект просто расклеился.
В это же время возникли другие проекты — какие-то мелкие документальные проекты, экспериментальный фильм один. Это было как раз перед тем, как начался финансовый кризис 2008 года. Перед 2008 годом было очень много проектом. Это было связано как раз с тем, что в Нью-Йорке большую роль в экономике играет финансовый сектор. И в этот момент там было очень много сверхприбылей, они их инвестировали куда попало, в том числе финансировали очень много независимых маленьких фильмов. Я помню, когда я один раз пришел по приглашению на одну премьеру, там было человек 500 приглашенных. С кем я ни разговаривал, все говорили — вот, я только что закончил фильм, или я только что начал снимать фильм и т.д. Было впечатление, что очень много происходило тогда.
Ива Аврорина:
Какие-то фильмы выбрались на поверхность из тех проектов?
Ответ:
Очень мало. Тогда возник кризис перепроизводства. Как только разразился в сентябре кризис, мы тогда были с одной коллегой в середине проекта — полудокументальный, полуэкспериментальный проект про Сибирь. Собирались ехать в Кузбасс снимать его. В начале сентября она поехала в Бостон, чтобы договариваться там о получении денег. Как раз произошел кризис, денег мы получили только половину, съездили в Сибирь, отсняли, но деньги закончились, мы не смогли проект закончить.
В Лос-Анджелесе мне нравится в первую очередь как сибиряку — здесь очень тепло, реально тепло. Зимой здесь так же тепло, как у нас в мае. В Лос-Анджелесе жизнь дешевле, чем в Нью-Йорке. По сравнению с Новосибирском — жилье дороже, а ягоды и йогурты, одежда — дешевле 100%, машины, мне кажется, дешевле. Когда сюда переезжают молодые режиссеры и актеры, есть выработанная для меня цифра — 2000 долларов в месяц без стоимости жилья. Если будешь что-то снимать — примерно 3000. Примерно на столько можно жить без угрозы ареста. В Нью-Йорке это было бы сложнее. Там дороже, и даже если за те же деньги арендуешь квартиру, она будет меньше, хуже и т.д. А здесь больше места, теплее. И половина города — люди, которые приехали за голливудской славой.
Петр:
За счет чего люди живут в Голливуде в ожидании пока им доверят фильм?
Ответ:
Зависит от того, на каком уровне работает профессионал. Да, проекты могут быть редко — раз в два года, раз в пять лет. Все стремятся к тому, что если они нашли большой, хороший проект, стараются получить гонорар сразу. Сначала кажется, что это большая сумма, но она разбивается на годы, в итоге она может быть иногда даже нищенской. Кто чем занимается. Здесь все официанты — актеры. Есть небольшой ресторан, в который я часто хожу, я все время смотрю на официанта, думаю, почему он мне знаком. И потом я пересматривал фильм Спилберга «Спасти рядового Райана», я узнал его — он там играл эпизодическую роль. Кто-то преподает, ведет курсы различные. Кто-то пишет сценарии, кто-то исправляет сценарии. Есть большой рынок для хороших сценаристов, чтобы анонимно исправлять. Тарантино, например, часто переписывает сценарии, по крайней мере, часто делал. Это потом нигде не указывается, что над этим работал Тарантино, он его просто улучшил. Ему, может быть, неудобно, ассоциироваться с этим сценарием, поэтому фамилия не фигурирует. У меня есть знакомый сценарист, который живет припеваючи, недалеко от океана. Если его посмотреть в базах данных, про него с 1995 года ничего нет. Тем не менее он вот так стабильно работает. Периодически у людей бывают всплески, большие проекты. Есть актер — последнего Джеймса Бонда играл, в фильме «Повелитель бурь». Он был известен тем, что занимался перепродажей домов. Сейчас он, конечно, очень богат, его карьера началась далеко за 30, но раньше он этим занимался. Они с другом покупали дом, ремонтировали его и перепродавали. На вырученные деньги купили два дома и т.д. Еще не будем забывать, что сюда приезжают много людей со всего мира, у которых уже есть деньги. И очень много детей богатых родителей. Они сидят неделями в кофейнях, пишут сценарии и т.д., их родители подкармливают годами.
Алёна:
Фильм "Левиафан", хоть и не взял Оскар, однако оказался очень успешным за рубежом. Стало ли вам, как новосибирскому режиссёру проще работать в Голливуде после триумфа Андрея Звягинцева? Появился ли бренд "русский режиссёр"? Сравнивают ли вас с ним? Ждёте ли вы такого же успеха для своей картины?
Ответ:
Очень хороший вопрос. Я недавно про этот как раз говорил, что прилив поднимает все корабли. Если кто-то один добивается успеха, это бывает полезно и для остальных. Я могу привести пример, когда в одном году получил «Оскара» мексиканский режиссер. Далее получали «Оскара» опять же мексиканские режиссеры. Они вместе друг другу помогают. Это такая мексиканская школа, которая сейчас здесь востребована и популярна. Я поэтому очень хотел, чтобы Звягинцев получил «Оскара». Тогда может быть действительно обратили внимание, потому что действительно что-то иногда есть такое, даже если я не знаю Звягинцева, но когда я смотрю его фильмы или фильмы других сибирских режиссеров, иногда видно, что есть какой-то очень схожий тон. Потому что люди выросли в одном и том же месте, в одно время, в одной культуре и т.д. Я очень рассчитываю, что успех других режиссеров очень поможет мне, а мой успех, если будет, тоже поможет другим режиссером. Вообще русских режиссеров всегда уважаю — мы изобрели эту профессию. Актерскому ремеслу здесь учат до сих пор по Станиславскому. Тимур Бекмакбетов, когда здесь добился успеха, это была очень большая удача. Наши фильмы со Звягинцевым разные, но наш сибирский взгляд на жизнь присущ нам больше, чем мы сами отдаем себе в этом отчет. Немножко холодноватый, меланхоличный — с Оби.
Владимир:
какой по вашему мнению инфраструктуры, специалистов не хватает Новосибирску для производства хорошего кино? возможно ли это сделать усилиями энтузиастов?
Ответ:
.
Владимир Нск:
Как Вы оцениваете вероятность создания в Новосибирске собственного кинокластера?
Чего для этого не хватает?
Мы видим проекты реализованные в Якутии. Для местного малобюджетного кино и кассовые сборы и резонанс - довольно неплохи.
Мы видели мировую премьеру "Железного неба" - в своём роде уникального фильма.
Достаточно ли в Новосибирске фактуры, идей, специалистов, технологий чтобы снимать собственное достойное и аутентичное кино?
Ответ:
Когда я жил в Новосибирске, снимал короткометражки, не хотел ехать в Москву. Я бывал там в 90-е, мне там не нравилось.
Ива Аврорина:
А что не нравилось?
Ответ:
Кино тогда по большому счету в России не было, кроме нескольких фильмов. Очень мало выходило. Туда в этом плане не было смысла ехать. Все занимались там рекламой. В 90-е годы это была абсолютно твердая зона.
И тогда у меня была мечта, я думал взять на берегу Берди старый, заброшенный завод, его реорганизовать, сделать какой-то павильон, студию. Я изучал опыт скандинавских некоторых маленьких студий, когда в таких же климатических условиях они открывались. Я думаю, что в нашем случае коммерчески заманить большие проекты, которых было бы достаточно для того, чтобы поддерживать регулярную киноиндустрию в Новосибирске, поначалу будет сложно, если не будет каких-то фондов, спонсоров и т.д. Сначала это может быть очень убыточно, но в принципе я считаю, что это возможно, желательно и когда-нибудь произойдет. Я всегда говорил, и, может быть, кто-то слушает и есть такие идеи, — представьте, мы находимся очень далеко, чтобы просто привезти туда кучу людей, аппаратуру, расселить всех, снять там фильм, это очень дорого. И когда мы сравниваемся с Румынией, Чехией, нам очень трудно было бы конкурировать. Однако, учитывая то, насколько Новосибирск развит, есть Академгородок и т.д. Если бы удалось там наладить новое цифровое производство, работу со спецэффектами, виртуальной реальностью, удаленным монтажом и хранением... Сейчас очень много нового кино основано на цифровых мощностях. В Сибири хорошо, поскольку холодно. Вот где было бы преимущество. Мы могли бы открывать подземные фермы данных так называемые. Есть такое оборудование, которому нужно постоянное охлаждение. Здесь не было бы с этим проблем. Я знаю, что одну из таких компьютерных ферм, которая производит виртуальную валюту, поместили в Исландии. Охлаждение таких систем — очень дорогостоящий процесс. Поэтому все, что было бы связано с высокими технологиями, с компьютерными эффектами, анимацией, хорошо бы работало в Сибири.
Ива Аврорина:
А чего не хватает здесь, чтобы начать снимать кино?
Ответ:
В принципе, с чем я сталкивался — действительно нужно иметь, что называется, скамейку: если оператор не может приехать, то за ним еще оператор и их, например, десять. Для этого нужно, чтобы в городе было много специалистов. Они есть в рекламных студиях, на телевидении, но их мало. Просто мало специалистов. Для того, чтобы это была индустрия, нужно очень много специалистов. Нужны постоянные проекты. У нас, как только они появляются, я знаю многих людей, я в том числе, сформировавшись в Новосибирске, они уехали, работают по всему миру. Если бы была возможность работать, зарабатывать деньги, многие бы так и делали.
Ива Аврорина:
Вы бы вернулись?
Ответ:
Абсолютно. Я надеюсь, более того, вернуться и что-то сделать, потому что на самом деле фактура сибирская по-своему уникальна. Уникальные люди, пейзаж и т.д... Не заезжено. Сколько мы еще можем смотреть фильмы, которые производятся в Лос-Анжелесе? Представьте фильм «Прометей», например, — для изображения других планет они использовали Исландию. Пейзажи Алтая или Кузбасса могли бы подойти очень даже, они вполне выглядят инопланетно.
Manann?n:
1) Что вы посоветуете начинающим сценаристам и режиссерам, которые хотели бы замахнуться на голливудские контракты?
2) Кого и где следует искать неискушенным в продюсерских делах сибирякам, чтобы выйти на нужные контакты?
3) Как получить финансирование для своего кино/видео-проекта, что важно для продюсеров?
Ответ:
Мне кажется, я могу сказать, что я, может быть, меньше делал, чем надо было. Поэтому рекомендую. В Новосибирске очень хороший театр. Кино во многом опирается на театр. Если у вас нет возможности заниматься кино, займитесь театром, вы там узнаете очень много. Можно написать сценарий, пьесу и т.д. Это очень хорошие навыки, которые очень ценятся. Можно работать в рекламе, делать проекты через YouTube, например. Вести какие-то блоги, рассказывать интересные истории, например. Со временем на это могут обратить внимание. Многие, такая характерная русская вещь, приходят в кино, в том числе, в голливудское, через КВН. Режиссер, с которым я здесь работал, родился в Казахстане, был в свое время в КВНе, потом переехал в Москву, работал там, снимал комедии. Со временем он набрался большого опыта, стал режиссером, который снимает не только комедии. Что касается того, что ищут продюсеры, — они обычно сами не понимают, что ищут. Лучше всего для них знаете что работает? Если это какая-то известная вещь, у которой много поклонников... Например, книга «50 оттенков серого». Шутки шутками, а ведь эта женщина — не профессиональный писатель. Можно найти какую-то историю из жизни, которая зацепила многих людей. Мне не один сценарист уже задавал вопросы про историю с Тунгусским метеоритом. Если такие истории оформить в сценарий, продюсеры заинтересуются.
Ива Аврорина:
А у вас все началось с любительского фильма, снятого в Новосибирске, который попал на фестиваль?
Ответ:
Да. Это тоже вариант.
Евгений:
Андрей, можно ли попасть к вам на работу подмастерьем на площадку в Голливуд (хотя бы на какие то рабочие вакансии)? Буду лучшим добросовестным исполнителем :)
Ответ:
.
Eлена Блескина:
Здравствуйте,Андрей! Я тоже родом из Новосибирска. Но сейчас живу и работаю в Лос-Анджелесе. Мой муж William Poul Burns -актер, сценарист, продюсер, директор (www.wtefilms.com). Я актриса, продюсер. Андрей! Очень хочется с Вами встретиться и переговорить о поводу съемок наших кинопроектов (6 готовых сценариев, один из них по произведению М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"). В Новосибирске тел.8-923-244-4141
Ответ:
.
Ива Аврорина:
Вы готовы поддерживать земляков?
Ответ:
Конечно, пусть они напишут вам, вы мне перешлете, мы обязательно свяжемся. Не преувеличивая мое могущество, я тоже здесь дебютант, но чем могу, обязательно помогу. Если бы у меня сейчас был бы проект, можно было бы поговорить про стажировку. Мы так делали на других проектах — брали знакомых, которые хотели посмотреть, как снимается фильм. К сожалению, за стажировки очень мало платят... Но тем не менее я тоже когда-то работал на стажировках в Нью-Йорке. Я даже когда по визе не мог легально получать деньги, какое-то время работал за еду. Мой проект следующий, честно говоря, пока не знаю, когда будет. Между проектами у людей бывает год-два-пять лет. В принципе, если вы интересуетесь всякими стажировками, можно сделать что-то вроде резюме, написать, передать мне, я буду иметь ввиду. Что важно для Голливуда — нужно очень хорошо знать английский, по крайней мере, бегло говорить. Терминологию на английском, связанную с кино, — тоже.
Ива Аврорина:
Прошли первые прокатные выходные вашего фильма. Что можете сказать? Уже известна сумма сборов и т.д.?
Ответ:
Пока цифры неточные. По предварительным итогам, там у них есть свои способы прогнозов, мой фильм сопоставим с прогнозами, которые были изначально у наших продюсеров — мы будем среди новинок, но на втором месте после фильма «Фокус» с Уиллом Смитом. «Фокус» очень почему-то популярный действительно. Конечно, это намного более крупный, масштабный фильм, поэтому нам не удался фокус обойти «Фокус». Я рад, что это все началось, что фильм ищет публику, публика ищет фильм. Какой будет результат — больше или меньше, чем ожидали, определится позже.
Ива Аврорина:
А бюджет какой был?
Ответ:
Я точно не знаю, порядка 2 млн долл. По масштабам Голливуда это очень-очень мало. Это называют здесь микробюджетный фильм. Фильм снимался в Румынии, там эта сумма больше, там считается, что это средний бюджет. Это тоже интересный аспект глобального кино, что один доллар не равен сам себе в разных частях Европы, в разных частях Америки. Многие территории этим пользуются, они привлекают кинопроизводство. Это выгодно и продюсерам, и этим территориям — провинциям, странам и т.д. Кстати, в Америке то же самое происходит среди штатов. Это дает много рабочих мест. Они дают налоговые льготы, практически субсидии. Продюсеры этим пользуются. Мы, когда выбирали место, смотрели на Чехию, Польшу, Болгарию. Это к тому же история восточноевропейская. Выбор был сделать из сочетания финансовых, креативных соображений, связей и т.д.
Александр Георгиевич:
Уважаемый Андрей, извиняюсь, не знаю как Вас по батюшке.
Новосибирские СМИ широко освещают выпуск Вами фильма в Голливуде. Правда, не сопровождая его какими то содержательными комментариями.
Вопрос мой состоит в следующем: в последние год-два новосибирские ученые выпустили несколько книг в ведущих международных издательствах, которые (книги) гарантировано переживут 90% голливудских фильмов. Книги - как пример, новосибирские ученые имели и другие достижения.
Но СМИ пишут о выходе голливудского фильма и в рот набрали воду про выход книги, скажем, в Cambridge university press.
Это избирательность СМИ? Или одичание Сотрудников СМИ - знают Голливуд, но Кэмбридж не знают?
Каково Ваше мнение?
Ответ:
Ученые часто делают гораздо более важные исследования, открытия, чем, например, развлечения. Но потому что они сложные, часто далеко впереди своего времени, поэтому иногда их аудитория часто бывает узкой, которая состоит из тех же ученых. А кино — это массовое искусство, поэтому я не удивлен, что внимание к кино больше, чем внимание к фундаментальной науке. Но есть некоторые разделы в искусстве — поэзия, экспериментально-авангардная живопись, например,— которые еще менее популярны, чем наука. Для меня всегда интересно, кстати, это еще одна тема для новосибирцев, которые думают делать масштабные кинопроекты. Например, фильм «Интерстеллар» — будучи научной фантастикой, опирался на научные исследования в космической физике, привлекали ученых в качестве консультантов. Опять же, с учетом Академгородка, я вполне могу представить сценариста, режиссера, который придумал необычную фантастику на основе какой-то теории и тем самым ее популяризовал.
Оксана:
Мой сын упорно занимается в театральной студии уже 5 лет и мечтает сняться в голливудском фильме.
Есть ли у него шансы. Каким Вы видите его путь релизации своей мечты?
Ответ:
На актеров спрос выше, чем на режиссеров, потому что их больше. Российская актерская школа, конечно, очень хорошая. До сих пор является ведущей здесь. Российские актеры, с которыми я здесь встречаюсь, они, как правило, на голову выше, лучше подготовлены, чем их американские сверстники, которые попадают сюда будучи моделями. Из провинции приезжают в Лос-Анджелес, например, потому что хорошо выглядят. Но они не всегда знают ремесло настолько хорошо, как человек, окончивший, например, наш театральный институт. Это хорошая новость. Плохая новость в том, что у нас всегда бывают проблемы с языком. Здесь очень много иностранцев-актеров. Иностранцам не так много можно платить поначалу. Поэтому Голливуд с удовольствием на это идет. Очень много актеров-иностранцев из Британии, Австралии — они могут многого добиться, так как хорошо знают язык. Безусловно, вы должны говорить на языке. Пусть будет акцент, но вы должны говорить бегло, чтобы понимать культуру, как люди говорят в жизни. Иногда мне приходится слушать — вот, русские играют в Голливуде бандитов и т.д. Да, это так. На самом деле, больше бандитов и врагов в Америке играют британцы, потому что они традиционно связаны с образом врага. Если вы не будете учить язык, не будете в состоянии выражаться, вам придется выражать себя физически как актеру, при помощи оружия.
Ива Аврорина:
Есть же определенная мода. Был период, что много из Латинской Америки играли, была мода на восточных актрис. Мода на русских есть? Или в связи с изменившимися отношениями между странами вообще не на что рассчитывать?
Ответ:
Политический климат не имеет вообще на это никакого влияния обычно. Голливуд, как любое искусство, играет в длинную игру. Если мы с вами сегодня решим сделать фильм... Мой фильм, который сейчас вышел, его сценарий был написан примерно за три года до того момента, как я его прочитал. Поэтому кино — это плохое средство на политические реагирования. Часто это не так прямолинейно.
Что касается моды — это интересный вопрос. Мода возникает тогда, когда возникает тенденция. А тенденция возникает тогда, когда... Один — это не тенденция, два — это не тенденция. Три — это тенденция. Если здесь появятся, например, три российских актера или режиссера, будет тенденция. Может быть, ее сейчас нет как таковой, но она может в любой момент возникнуть. Это не должно никого останавливать. К тому моменту, как вы соберетесь сюда приехать, и если была тенденция, она может пройти. Поэтому на это не надо ориентироваться.