В Ленинский районный суд поступило уголовное дело о взятке на почти 13 миллионов рублей. По данным следствия, за эти деньги сотрудник отдела надзорной деятельности областного управления МЧС Игорь Давыденко закрыл глаза на многочисленные нарушения пожарной безопасности в образовательном учреждении и составил акт о том, что они устранены. У самого обвиняемого — другая позиция: инспектор уверен, что совершил значительно менее тяжкое преступление, а в том, что ему вменяют, совершенно не виновен. НГС изучил официальную версию и сравнил ее с позицией обвиняемого надзорщика.
13 миллионов незаконных рублей
Материалы уголовного дела о получении особо крупной взятки и служебном подлоге поступили в Ленинский районный суд в пятницу, 10 января. Спустя несколько дней информация о будущем разбирательстве была опубликована в официальном паблике «Суды Новосибирской области» во «ВКонтакте».
Как следует из сообщения, проверив пожарную безопасность некоего образовательного учреждения, сотрудник МЧС Игорь Давыденко нашел в нем нарушения. К их устранению он подошел прагматично: предложил Роману Шевкоплясу, директору устанавливающей системы пожарной безопасности компании «ПБ Стандарт», выступить посредником при получении взятки от представителей вуза. На эту взятку предполагалось заключить договоры на проектирование и монтаж системы аварийного освещения в учреждении.
По данным сервиса Rusprofile, Роман Шевкопляс — директор и единственный владелец ООО ПБ «Стандарт», основным видом деятельности которого является деятельность систем обеспечения безопасности. По состоянию на декабрь 2023 года (данные за 2024 год не представлены), выручка компании составила 6,7 миллиона рублей, однако прибыль была равно нулю. Также, по данным сервиса, по состоянию на ноябрь 2024 года у компании имеется налоговая задолженность в размере 10 тысяч рублей.
Согласно обвинительному заключению, коммерсант согласился, и в не установленное следователями точно время между 5 июля 2022 года и 13 ноября 2023 года передал инспектору Давыденко часть взятки — 250 тысяч рублей. Итоговый размер незаконного вознаграждения, согласно материалам уголовного дела, должен был составить 12 миллионов 960 тысяч 480 рублей.
— Полученные денежные средства обвиняемые распределили между собой, при этом Шевкопляс обратил в свою пользу часть взятки в размере 50 тысяч рублей, — указано в судебном паблике.
За это, считает следствие, Игорь Давыденко не стал привлекать допустивших нарушения сотрудников университета к административной ответственности и составил документы о формальном устранении нарушений. В официальном пресс-релизе не указан вуз, но, по данным источника НГС, речь идет о Новосибирском государственном университете экономики и управления.
Большая часть оговоренной суммы, согласно пресс-релизу, так и осталась в планах надзорщика и коммерсанта: 13 ноября обоих задержали оперативники ФСБ. Следователи возбудили уголовное дело о взяточничестве, вменив Игорю Давыденко совершение преступлений, предусмотренных частью 6 статьи 290 УК РФ (получение особо крупной взятки) и частью 2 статьи 292 УК РФ (служебный подлог), а Роману Шевкоплясу — частью 4 статьи 291.1 УК РФ (посредничество во взяточничестве).
Изначально инспектора взяли под стражу, но затем выбрали более мягкую меру пресечения, и в настоящее время он живет дома, под подпиской о невыезде и надлежащем поведении. Тем не менее наказание ему грозит более чем суровое: от 8 до 15 лет колонии со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки только по 290 статье. Увеличить как штраф, так и срок может и обвинение в служебном подлоге. Предпринимателю Шевкоплясу грозит от 7 до 12 лет за решеткой.
В НГУЭУ затруднились оперативно прокомментировать уголовное дело и участие сотрудников университета в нем. НГС опубликует ответ, как только его получит.
«Им интересна коррупция»
Коллеги инспектора Давыденко усомнились в том, что эта криминальная история изложена в обвинительном заключении верно. Один из них на условиях анонимности заявил, что, хотя всех подробностей он не знает, обстоятельства дела представляются ему сомнительными:
— Выглядит так, как будто Игорь нашел в этом институте нарушения и посоветовал компанию, которая могла бы это исправить, директор этой компании получил деньги. А в итоге все прошло, как взятка, — предположил коллега инспектора.
Не считает себя взяточником и сам Давыденко, несмотря на то, что на стадии предварительного следствия признал вину. По словам экс-инспектора, в преддверии пенсии он вместе с другом создал коммерческую компанию (зарегистрировав ее на не носящего погоны товарища) и начал работать, не дожидаясь окончания службы.
— Я посоветовал [университету] организацию, которую создал вместе со своим другом (ООО ПБ «Стандарт». — Прим. ред.), они обратились в эту организацию, — рассказал Игорь Давыденко журналисту в телефонном разговоре. — Да, это незаконное предпринимательство, но не взятка. Мы с другом сделали рабочий проект [аварийного освещения], за работу получили деньги и их разделили.
Обвиняемый уверен, что дело в том виде, как оно ушло в суд, фактически сфабриковано.
— Мне без адвоката сказали: «Это получается взятка, другого выхода у вас нет». Моего друга первого допросили — напугали его, в общем, он дал показания. Вот я и признал вину, — сказал он. — Потом, когда я уже нанял адвоката, он мне объяснил, что мои действия подпадают под [статью] о незаконном предпринимательстве, но следствие и ФСБ это не волнует. Им интересна коррупция.
По словам Игоря Давыденко, он не понимает также, почему ему вменили такой огромный размер незаконного вознаграждения. Большая, некруглая сумма в 12 миллионов 960 тысяч, отметил он, была взята из сметы: именно столько денег потребовалось бы, чтобы смонтировать аварийное освещение во всех корпусах НГУЭУ. Но в руках таких денег ни сам инспектор отдела надзорной деятельности, ни его друг не держали:
— Никто ничего не монтировал, денег мы таких не получали. Я получил за работу 49 тысяч рублей, — заявил экс-инспектор. — Потом спросил у следствия, почему размер особо крупный, а мне ответили: ну ты же хотел взять [12,96 миллиона]. В деле нет доказательств о получении такой суммы. Есть показания свидетелей, есть распечатка всех счетов — со счета «нархоза» такие суммы вообще не переводились никому.
Сравнить версии следствия и защиты суду предстоит уже в ближайшее время — материалы уже легли на стол судьи.
Разделяет ли Роман Шевкопляс позицию своего друга, выяснить не удалось: журналист НГС несколько раз пыталась с ним связаться, но его номер был занят.
Ранее НГС писал о том, что за получение миллионной взятки оперативники ФСБ задержали замначальника налоговой инспекции.