Когда вы стоите в начале бизнес-пути, то перед вами достаточно возможностей. Но куда податься, с чего начать? А если уже есть бизнес, но он не устраивает — что с ним делать? Продать? Преобразовать? Как? Ответы надо искать у феноменального представителя молодых предпринимателей-миллионеров. Хороший пример — Леонид Тропин, который к своим 28 годам успел организовать дело в 17 разных нишах: йога-студия, женские фитнес-центры, более 60 авторских йога-туров, в том числе большой релакс-йога-тур «Шанти» на Бали.
Сегодня Леонид сам обучает организаторов туров и даёт конкретные советы по запуску бизнеса.
У какого вашего бизнеса сегодня приоритет?
У туров и онлайн-обучения. За девять лет, что я в бизнесе, мне довелось попробовать себя в разной деятельности: начинал я с концертного агентства, потом были СТО, перепродажа машин. Я зарабатывал на разнице между покупкой и продажей. Банальная модель к тому же съедает много времени и денег.
Поэтому вы перешли к йога-центру?
Потому что для продолжительной и качественной работы нужно любить то, на чём зарабатываешь. Я, например, всегда любил путешествия, но не знал, как их связать с большим доходом, плюс я учился у мастодонтов бизнеса, которые и навязали мне представление о бизнесменах как о серьёзных дяденьках, которые вливают в свои проекты десятки миллионов, не спят, вечно заняты, в руках у них по телефону, а в голове только цифры. Только я не принял в расчёт, что время уже поменялось. Поэтому, у меня сначала всё шло со скрипом и через большие усилия, а я думал, что это норма. И когда я пришёл к йоге, то был уверен — это просто перезагрузка, а оказалось: начало другого бизнеса.
Другой бизнес? Чем отличается ваш сегодняшний бизнес от концертного агентства или продаж автомобилей?
В первую очередь моделью. После того как йога и ЗОЖ вошли в мою жизнь, я запустил два проекта: йога-центр и сеть женских фитнес-центров «Второе дыхание». С первым я, правда, намучился, когда решил сделать из маленькой студии большой комплекс. Это был мой последний опыт сотрудничества со сложным бизнесом, больше я так не глупил.
Что значит сложный бизнес?
Для расширения йога-студии я нашёл инвесторов, влил большое количество денег в ремонт, на содержание помещения и штата сотрудников, а окупить это смог только через полтора года. Понятное дело, что всё это время я постоянно пахал, нервничал. Дошло до того, что я перестал заниматься йогой.
Это сложная модель, значит, есть и простая?
После неудачного опыта с йога-центром я пообещал себе никогда больше так не «попадать». Вспомнил об авторских турах, я пробовал их запускать ещё на базе йога-центра, примерно четыре с половиной года назад. Тогда мы съездили на два дня в Шерегеш. Тур прекрасно зашёл: только положительные отзывы, плюс я заработал 50 тысяч рублей чистыми за уик-энд. Ещё о турах выходного дня.
В чём особенность так называемой простой модели бизнеса на примере авторских туров?
Во-первых, начальный капитал — это 5–10 тысяч рублей на рекламу. Для первого запуска я сам делал сайт, и уже три потока моих учеников используют этот же принцип старта. Он проверенный, надёжный и не требует большого количества денег. Во-вторых, если вы не вкладываете миллионы, то и риски у вас автоматически снижаются. В-третьих, нет никакой мудрёной структуры управления. Например, в моих «Шанти-турах» на Бали, которые приносят мне 200 тысяч рублей в месяц и даже больше, работает только два человека. Все плюсы простой структуры авторских туров.
Каково соотношение свободного времени и денег в таком бизнесе?
Мой доход в месяц примерно 700 тысяч рублей, при этом я постоянно пробую какие-то сотрудничества интересные, коворкинг. Сейчас в Москве готовлюсь к воплощению давней мечты: я еду в кругосветное путешествие.
А как же бизнес?
Авторские туры — это очень удобная модель. Все аргументы здесь. Если кратко, то с одной стороны они требуют большой продуманности в самом начале: тема, место, удобный сайт, первый прокат и шлифовка. Но как только вы организовали хотя бы четыре тура, вы работаете по стабильной схеме. Главное — постоянно следить за привлечением новых клиентов. А в остальном я полностью полагаюсь на систему и моих сотрудников.
То есть у вас достаточно времени для кругосветного путешествия, запуска туров и обучения других организаторов?
Да, но дело не во мне, а в системе авторских путешествий. Я выпустил уже третий поток учеников: все они создают свои туры, путешествуют и зарабатывают от 150 тысяч в месяц, так что научиться этому может любой. Больше кейсов моих учеников. В авторских турах нет потолка развития. В моих планах на ближайшие полтора года — большая карта с турами от меня и учеников. Это будет большой сайт, где мы в партнёрстве сможем давать людям на выбор: тему поездки, направление, даты и т.д.
Вы берёте в партнёры своих же учеников?
Конечно! Авторские туры — это новшество на туристическом рынке, который просто как мусором завален скучными пакетными турами в Египет или Таиланд. Поэтому я активно делюсь опытом, ращу себе партнёров, чтобы делать глобальный бизнес вместе. Раз уж на рынке высокий спрос и низкая конкуренция.
Почему конкуренции нет?
Есть единицы, раскиданные по стране. Кстати, подборка лучших. Многие просто не знают, как прийти в этот бизнес, об этом мало где расскажут. Я едва ли не первый организатор, который решил систематизировать все мысли и опыт, чтобы учить других.
Каким образом читатели могут получить ваши советы по специфике бизнеса и по самой кухне авторских туров?
На этой неделе как раз буду проводить вебинар, записаться на него можно через сайт.
Узнать больше информации об авторских турах Леонида Тропина можно на вебинаре.