Банный чан зародился в XVI веке в Закарпатье, утверждает сооснователь компании «Сибирский банный чан» Дмитрий Лазарев. По его словам, купаться в нагретом котле придумали кельты, которые путешествовали по Европе и никак не могли найти, где бы помыться. Испробовав каменные ямы с подогревом, овраги, оборудованные костром и бочкой, кельты решили обмазывать стены ям смолой, обклеивать их шкурами и заполнять такую «ванну» раскалёнными камнями с водой, фактически изобретя джакузи, рассказывает молодой человек. В XIX веке чан для купания в горячей воде всё в том же Закарпатье, по словам Лазарева, начали отливать из чугуна, именно эта конструкция стала прообразом котлов из испытания главного героя в сказке «Конёк-Горбунок».
В России чан не прижился. Сегодня, по данным Лазарева, только 10 человек из 100 знают, что это такое. В 2014 году молодой человек и сам увидел его впервые — на фотографии друга, который вернулся с отдыха в Финляндии. На снимке молодой человек фактически сидел в котле с горячей водой, висящем над костром. Друг рассказал Лазареву о приятных ощущениях, которые он испытал, когда находился в банном чане — он почувствовал расслабление, а с утра обнаружил себя полностью обновлённым. Тогда Лазарев, работающий на тот момент руководителем в одной из фирм, занимающихся стройматериалами, обратил внимание на этот аттракцион и начал искать партнёров для создания своего собственного бизнеса.
В той же фирме руководителем отдела деревообработки работал Артем Полянский, который увлекался тюнингом машин и сваркой. Лазарев показал ему идею, Полянский загорелся. Сначала он нашёл проектировщика, который нарисовал чертёж, затем партнёров, которые распилили по нему нержавейку. Потом Полянский познакомился со сварщиком 6-го разряда Дмитрием Клещевниковым (он и сегодня работает в компании, а ещё — на Чкаловском заводе, где занимается сваркой трубопровода «для боевых самолетов»), и за 3 ночи они сварили свой первый чан.
«Первый чан получился неплохим, с учетом Диминого опыта: до этого он варил кабины истребителей. Тогда уже один человек заинтересовался. Я начал просчитывать, назвал ему цену в районе 85 тыс. руб., продали этому клиенту. Человек доволен по сей день, это был 2015 год. В среднем тогда мы производили по чану в месяц», — рассказывает Лазарев.
Весной 2017 года производство разрослось, в команду пришел специалист по маркетингу Андрей Савченко, и мужчины приняли решение уволиться со своих основных работ и заниматься только производством и продажей чанов.
Сегодня команда делает по 4-5 заказов в месяц, месячный оборот предприятия составляет около 1 млн 200 тыс. руб., говорит Лазарев.
Себестоимость производства одного чана молодые люди не раскрывают, но признаются, что из-за дороговизны металла она немаленькая, однако бизнес всё равно оказался выгодным — с 2015 года компании удалось продать 35 банных агрегатов.
Судя по фотографиям (в цеху, где побывали корреспонденты НГС.БИЗНЕС, виден только промежуточный этап готовности чана), готовая конструкция выглядит монструозно. Самый эффектный способ разместить чан — это подвесить его на брёвна высотой 3–4 метра. Но можно разместить чан и на обычной подставке. Под самим чаном должен гореть костёр, который нагревает воду внутри котла. Отдыхающие должны сидеть в круге на деревянных лавочках из кедра, которые тоже опущены в воду. Температура воды в таком чане может подняться до 70 градусов, говорит Лазарев, но оптимальный нагрев — 35–40. Любители спа могут добавить в воду целебные травы.
Компания предлагает три продукта, названные в честь русских богатырей. Чан «Алёша Попович» сделан из окрашенного железа, диаметр — 1,8 м, стоит такой от 55 тыс. до 70 тыс. руб. (зависит от комплектации и способа установки), «Добрыня Никитич» тех же размеров, но из нержавеющей стали, стоит от 85 тыс. до 120 тыс. руб., это самый популярный продукт компании — в него помещаются 5 человек и 1,5 тонны воды. «Илья Муромец» в диаметре составляет 2,2 метра, сделан он тоже из нержавейки и стоит от 150 тыс. до 210 тыс. руб., в нём умещаются 8–10 человек, — рассказал Савченко.
Конкурентов в Новосибирске у «Сибирского банного чана» нет, уверены молодые люди, — в России молодильными котлами занимаются несколько компаний, но в основном они их перепродают, говорят бизнесмены. Мужчины уверены, что спрос на чаны — несезонная вещь, интерес к ним есть как летом, так и зимой: часто интересуются те любители бани, которые мечтают плавать в горячем источнике прямо на улице в –30. Впрочем, чан можно использовать и вообще без бани, в фирме считают, что процедура — полная альтернатива привычной мойке и парилке. За последний год количество запросов в интернете, связанных с банными чанами, выросло на 38 %, говорит Савченко, так что люди «только начинают понимать, что это вообще такое».
На Дне города компания показывала свой чан всем горожанам на выставке достижений народного хозяйства. На экзотическую купальню обратил внимание и мэр города Анатолий Локоть. «Его там водили, но к нам он сам подошёл, мы дольше всех с ним говорили, около минуты. Он интересовался и спрашивал, как в нём париться», — говорит Савченко. Молодые люди отказались рассказывать корреспонденту НГС.БИЗНЕС, заказал ли Локоть себе банный чан.
Однако есть в клиентской базе «Сибирского банного чана» и более знаменитые клиенты. «Наши покупатели — это мужчины, любители бани и охоты. Буквально вчера мы продали чан, который поедет на Рублёвку. Подрядчик, который занимается строительством, нам не раскрыл, к кому именно, но сказал, что "этого человека вы видите каждый день по телевизору"», — рассказал Савченко. По его мнению, банные комплексы таких клиентов могут стоить несколько миллионов и банный чан в 120 тыс. в этом смысле выглядит просто как ещё один банный аксессуар «ценой в два "айфона"».
Повисеть в кипятке у себя на заднем дворе могут позволить себе далеко не все, но Лазарев не считает, что продукт создан исключительно для премиум-сегмента. «Наш "Алёша Попович" — это уже не премиум сегмент, это любой человек себе может позволить. Мы стараемся разные сегменты рынка занять. Наши клиенты это фактически люди от 33 до 60, фанаты бани, те, кто любит что-то новое, а ещё гостиничные комплексы, спа-центры. Вся центральная часть России, там берут лучше, потому что то, что сделано в Сибири, — для них это бренд», — говорит Лазарев.
Планы на будущее бизнесмены пока не раскрывают, но намекают, что линейка будет расширяться. Пока же они решают, как дополнить ассортимент целебными алтайскими травами, которые так привлекают многих клиентов из центральной части России.
НГС.БИЗНЕС продолжает рассказывать про необычные производства Новосибирска — так, ранее мы рассказывали про двух новосибирцев, которые выпускают украшения для фанатов ХК «Сибирь», а также художников, которые зарабатывают огромные деньги на росписи стен. Хотите предложить идею для следующего фоторепортажа? Пишите нам на news@ngs.ru с пометкой «Необычный бизнес»!
Наталья Гредина
фото Александра Ощепкова (2, 3, 5, 7, 10, 11), предоставлены компанией «Сибирский банный чан» (1, 4, 6, 8, 9).