1. Вам на мобильный телефон звонит сотрудник полиции, представляется, говорит, что ваш близкий родственник стал виновником серьезной аварии, в результате которой погиб человек. Сам ваш родственник получил травмы лица и разговаривать не может. А родственники погибшего готовы замять дело за сумму в 200 тысяч рублей, которые необходимо срочно перевести на карту другого банка. Как вы поступите:
- Конечно, переведу! А дальше разберемся, не бросишь же близкого человека в беде
- Выслушаю звонящего, запишу его контактные данные. Позвоню в полицию, уточню, есть ли у них такой сотрудник. Но рассказывать суть происходящего не буду. Вдруг у родственника действительно беда!
- Положу трубку. Это известная мошенническая схема. Но на всякий случай позвоню родственнику — давно не слышались!
2. В социальной сети написала подруга: «Привет! Как дела? Скажи, ты можешь мне помочь? Срочно надо оплатить кредит, а зарплату задержали. Не займешь до конца недели 3,5 тысячи? Переведи, пожалуйста, на мой электронный кошелек».
- Конечно, это же моя подруга. Сразу переведу деньги.
- Напишу подруге пару контрольных фраз типа «Как дела на работе?». И отправлю деньги.
- Первым делом позвоню подруге и выясню, отправляла ли она мне сообщение.
3. Вы разместили объявление на специализированном сайте: «Продам буфет, достался от прабабушки. Состояние плачевное. На дрова. Цена — 4000 рублей». На следующий день вам позвонил человек, сказал, что ваш буфет — буфет его мечты. Но дело в том, что покупатель находится в другом городе, и приедет только через несколько дней. Но готов уже сегодня перевести предоплату за него. Но, чтобы подтвердить его перевод, покупатель просит вас подойти к банкомату Сбербанка и совершить определенную последовательность действий.
- Хорошо, что банкоматы Сбербанка всегда рядом. Скорее побегу к банкомату.
- Я в этом вообще ничего не понимаю, пойду в банк и попрошу помощи сотрудника, он поговорит с покупателем и сделает, что тот просит.
- Сразу прерву разговор — это же мошенники. Зачем мне идти к банкомату, покупателю нужно сделать перевод — пускай он и идет.
4. Вам пришло SMS-сообщение с неизвестного номера со следующим текстом: «900: Ваша карта заблокирована службой безопасности Сбербанка». Что вы сделаете?
- В срочном порядке позвоню по номеру, с которого пришло SMS.
- Проигнорирую сообщение. Банк не рассылает сообщений с посторонних номеров.
- Позвоню по номеру 900 и проверю статус моей карты.
5. Вам пришло SMS-сообщение от службы судебных приставов: «Ваше имущество арестовано. Подробности по ссылке». Что вы предпримете?
- Перейду по ссылке, посмотрю, почему наложили арест.
- Не буду переходить по ссылке — она может быть заражена вирусом.
- Постараюсь найти телефон судебного пристава по моему участку и навести справки.
6. Вы работали в интернете, но вдруг открылась страница Сбербанка, на которой указано, что вы — победитель акции, стали 50-миллионным клиентом банка и за это вам положен денежный приз. Для его получения вам необходимо ввести данные своей карты.
- Я знал, что мне повезет! Сразу введу данные.
- Внимательно осмотрю сайт — логотип Сбербанка, картинки такие же, шрифты похожи. У меня нет оснований не доверять этому сайту. Введу данные.
- Даже вдаваться в подробности не стану. Если я стал победителем, банк выйдет на связь со мной.
7. Вы приобрели новый смартфон, и на него хотите установить приложение «Сбербанк Онлайн». Как вы поступите?
- Зайду в любой поисковик напишу: «Сбербанк скачать». Пройду по первой попавшейся ссылке и установлю.
- Скачаю по ссылке из SMS.
- Зайду в AppStore или Google Play и скачаю оттуда официальное приложение.
8. Вам пришло SMS-сообщение с номера 900, что вы совершили покупку. Но вы покупку не совершали. Что вы сделаете?
- Да ничего не буду делать, я же не совершал никаких покупок.
- Срочно позвоню на номер 900 с мобильного или на телефон горячей линии банка 8-800-555555-0 (расположен на оборотной стороне банковской карты) и уточню, что происходит.
- Зайду в «Сбербанк Онлайн» и посмотрю, реально ли произошло списание суммы. Если сумма списана, дойду до отделения банка в ближайшие дни, чтобы разобрались.
9. Вы находитесь в кафе, пользуетесь общедоступной сетью Wi-Fi. Вам необходимо оплатить покупку в интернете. Как вы поступите?
- Оплачу, да и все. Я же подтверждаю покупку одноразовыми паролями. Это безопасно.
- Отключусь от сети Wi-Fi и воспользуюсь мобильным трафиком.
- Удостоверитесь в том, что ваше устройство защищено антивирусом. Проверите, что сайт, с которого вы совершаете платеж, работает по протоколу https. Защищенное соединение отмечено значком в виде замка в адресной строке. Выберете проверенный браузер.
10. Какие данные требуется ввести для регистрации и входа в приложение «Сбербанк Онлайн»?
- Логин или идентификатор для «Сбербанк Онлайн», 5-символьный пароль, направленный в SMS-сообщении с номера 900. В завершении регистрации необходимо ввести 5-символьный постоянный пароль, известный только вам, для входа в приложение.
- Номер паспорта, карты, мобильного телефона.
- Номер карты и мобильного, а также одноразовый пароль.
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
Если вам прислали сомнительное сообщение в интернете или SMS, ни в коем случае не звоните по незнакомым телефонам, не подключайте чужие телефоны к своей карте, не совершайте никаких действий в банкоматах, не переводите деньги и не паникуйте. Главная задача мошенников — вывести вас из равновесия, чтобы вы начали совершать ошибки.
При возникновении сомнений и вопросов по операциям с картой:
— позвоните напрямую родственникам, друзьям и выясните, все ли с ними в порядке;
— позвоните в службу помощи Сбербанка: 8-800-555555-0 и выясните ситуацию с вашей картой;
— обратиться в отделение банка с консультацией по своим вопросам.
При возникновении сомнений и вопросов по операциям с картой:
— позвоните напрямую родственникам, друзьям и выясните, все ли с ними в порядке;
— позвоните в службу помощи Сбербанка: 8-800-555555-0 и выясните ситуацию с вашей картой;
— обратиться в отделение банка с консультацией по своим вопросам.