Когда Оксана оформляла кредит, сотрудник банка предложил ей самостоятельно выбрать удобную дату ежемесячного платежа и подключить услугу «Автоплатеж». Поэтому, когда спустя некоторое время ей пришло письмо о накопившейся задолженности и штрафе за просрочку, она была очень удивлена. Оказывается, банк в одностороннем порядке изменил дату платежа по кредиту, и ее деньги по новому графику приходили с опозданием на 10 дней. За эту просрочку банк и начислял пени. За несколько месяцев эта сумма достигла 35 тысяч рублей. Может ли Оксана настаивать на возврате к прежнему графику платежей, который ей более удобен, и не платить пени?
Наталья Коняхина, директор департамента розничных кредитных продуктов «СМП Банка»
: «Согласно 353-ФЗ «О потребительском кредитовании» в индивидуальных условиях кредитного договора указывается количество, размер и периодичность (срок) платежей заемщика по договору потребительского кредита. Таким образом, если четко прописана дата платежей и договор является двусторонним, то изменение даты без подписания дополнительного соглашения было незаконным.
Если в индивидуальных условиях договора прописан порядок определения сроков оплаты ежемесячных платежей, а четкая дата не прописана, то возможно, что клиент ее выбрал самостоятельно. Однако и в этом случае у клиента должен быть документ (дополнительное соглашение, приложение и пр.), в котором фиксируется выбранная им дата платежа по кредиту. Кроме того, некоторые финансово-кредитные организации предоставляют возможность изменения даты платежа как дополнительную услугу на платной основе. В этом случае также должно быть подписано двухстороннее соглашение, в котором фиксируется выбранная клиентом дата».
Владимир Набоков, эксперт юридического сервиса 48Prav.ru и КредитныеСпоры.рф: «Заемщик попал в довольно неприятную, но распространенную ситуацию. Дата платежа по кредиту является одним из условий, согласованных и включенных сторонами в кредитный договор, и банк не вправе ее изменить.
Запрет на одностороннее изменение условий обязательства закреплен в Гражданском кодексе и распространяется на правоотношение банка с заемщиком. Кроме того, на кредитный договор, заключенный банком с гражданином, распространяются положения закона о защите прав потребителей, согласно которым условия договора, ущемляющие права потребителя, признаются недействительными. Вероятнее всего, банк заранее включил в условия кредитного договора свое право на изменение его условий, но это прямо противоречит законодательству.
Несмотря на предусмотренные законодательством запреты, заемщик подписал кредитный договор с вышеуказанным условием, и теперь для защиты своих прав он вынужден будет предпринять активные действия: обратиться в суд с исковым заявлением о признании кредитного договора частично недействительным и взыскании с банка убытков в размере суммы уплаченных пеней. Дополнительно заемщику стоит заявить требование о взыскании с банка морального вреда. Сложившаяся судебная практика по такого рода спорам дает заемщику большие шансы на удовлетворение его требований».
Александр Филонов, юрист группы компаний «Правовые интересы»
: «В данном случае правда полностью на стороне Оксаны. Да, она может не платить пени и настаивать на удобном ей графике платежей. Даже удивительно, что банк поступил настолько некорректно по отношению к клиенту и без учета законодательных норм.
Заключаемые банком с гражданами кредитные договоры являются договорами присоединения, поскольку их условия определяются в типовых формах и могут быть приняты потребителем не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (п. 1 ст. 428 ГК РФ). Очень важно, что такие договоры не могут содержать условия, ущемляющие права потребителя по сравнению с положениями действующего законодательства. Таким образом, даже если банк написал в договоре, что может менять в одностороннем порядке график платежей, то это незаконно, и Оксана может оспорить этот пункт.
Согласно федеральному закону «О потребительском кредите (займе)» индивидуальные условия договора согласовываются кредитором и заемщиком индивидуально, в том числе периодичность (сроки) платежей заемщика или порядок определения этих платежей.
А вот очень важный для нашей ситуации момент. В части 16 статьи 5 закона установлен исчерпывающий перечень случаев изменения кредитором условий договора потребительского кредита в одностороннем порядке. Банк вправе уменьшить в одностороннем порядке постоянную процентную ставку, уменьшить или отменить плату за оказание услуг, предусмотренных индивидуальными условиями договора потребительского кредита, уменьшить размер неустойки (штрафа, пени) или отменить ее полностью или частично, установить период, в течение которого она не взимается, либо принять решение об отказе взимать неустойку, а также изменить условия договора потребительского кредита при условии, что это не повлечет за собой возникновение новых или увеличение размера существующих денежных обязательств заемщика. При этом кредитор в порядке, установленном договором потребительского кредита, обязан направить заемщику уведомление об изменении условий договора потребительского кредита, а в случае изменения размера предстоящих платежей также информацию о предстоящих платежах и обеспечить доступ к информации об изменении условий договора потребительского кредита.
Таким образом, данной нормой права предусмотрено, что кредитор может в одностороннем порядке изменять условия договора, но лишь в пользу заемщика, то есть улучшая его положение.
При этом одностороннее изменение условий договора, которое впоследствии может привести к ухудшению положения заемщика, не допускается. Изменение возможно по дополнительному соглашению сторон или в судебном порядке. Логично, что изменение графика погашения кредита, перенос дня платежа не улучшает положение заемщика. День погашения кредита может быть привязан к авансу, зарплате, и перенос может создать проблемы.
Так что если Оксане не удастся решить вопрос с банком по-хорошему, то рекомендую ей обратиться в Роспотребнадзор либо суд. Она не должна платить ни копейки из начисленных ей пеней и имеет полное право погашать кредит в ту дату, которую она выбрала сама изначально. Доведя дело до суда, банк потеряет гораздо больше – и это касается не только материальных издержек (придется возмещать расходы заемщика на юриста, платить госпошлину и т.д.), но и репутационных».