Ложные сведения о месте работы, стаже и уровне доходов стали чаще всплывать в заявках на получение кредита. Потенциальные заемщики привирают в надежде получить займ по выгодной ставке. Банкиры советуют не рисковать и не портить свою репутацию такими неприглядными фактами, иначе можно оказаться в черном списке и вообще лишиться возможности взять деньги в долг.
Доля кредитных заявок с подозрением на мошенничество за год выросла вдвое. Как пишут «Известия» со ссылкой на Объединенное кредитное бюро, в первом полугодии 2014 их было около 1% от общего потока заявлений, а спустя год – свыше 2%. Удвоение произошло в основном за счет фальшивых данных о зарплате и месте работы. В надежде получить кредит граждане предоставляют фиктивные справки о доходе, «накидывая» пару десятков тысяч к реальному размеру зарплаты.
В Интернете встречается много посредников, готовых сфабриковать поддельные документы тем, кто не может подтвердить свой доход официально. Так, справка о доходах в свободной форме или по форме банка обойдется в 1500-2000 рублей, справка 2-НДФЛ – 3500-4000 рублей. Аферисты готовы собрать и полный пакет документов, за это придется отдать уже порядка 8000 рублей.
«Многие банки выдают некоторые виды кредитов и без справки о доходах, – говорит управляющий региональным офисом ВТБ24 Светлана Щеголева. – У нас, например, есть практика ориентироваться на информацию, указанную в анкете, без подтверждения официальными бланками. Поэтому наличие такой справки – это, конечно, важный источник информации о доходе клиента, но отнюдь не единственный способ оценки платежеспособности. Есть скоринг-система, которая анализирует средний заработок специалистов в различных хозяйствующих отраслях, оценивает стаж, образование и другие характеристики заемщика. Выявляет отклонения от нормы».
Но как тогда быть с проверкой подлинности документов? «Естественно, проверка проводится. Всех секретов о способах проверки не выдам. Но они есть, – отметила Светлана Щеголева. – При этом анализируется не только информация на входе. Банк проводит регулярную оценку возвратности действующих и просроченных кредитов, а также оценивает их на предмет взаимосвязи по различным параметрам: тип кредита, набор и подлинность документов, место работы заемщика, место выдачи кредита. Это регулярная процедура. В ней задействованы служба внутреннего контроля банка, служба безопасности, управление по работе с проблемными активами. Если накапливается информация о возможном наличии сомнительных схем выдачи кредитов, информация передается правоохранительным органам».
Она также призывает потенциальных заемщиков обращаться за кредитами непосредственно в банк, минуя сомнительных посредников. «Нужно отдавать себе отчет в том, что если в результате оценки заемщика в банке всплывет факт подделки документов или подтасовки данных, клиент тут же попадет в черный список, и ему не удастся в будущем получить кредит ни в одном кредитном учреждении. «Помощники» же не несут никакой ответственности за свои действия. Непонятно, для чего клиенты черных брокеров идут на такой риск? Мы активно боремся со всеми фактами таких медвежьих услуг», – резюмировала Светлана Щеголева.
Представители банков считают, что доля мошенничеств могла вырасти из-за того, что добросовестные клиенты просто стали реже оформлять кредиты. «В кризис многие клиенты переходят на новое место работы со значительно меньшим уровнем заработка. Понимая, что при указании правдивой информации о работодателе и доходах их шансы на получение кредита практически нулевые, их естественным желанием является или указание своего старого места работы, или хотя бы указание своей прежней заработной платы, – говорит руководитель направления оперативного анализа и противодействия мошенничеству одного из крупных банков Алексей Манеркин. – При этом после отказа в одном банке клиенты очень часто пытаются подать заявку в другие банки. В итоге из-за повторных заявок одних и тех же клиентов ухудшается и без того неприглядная статистика».
Также, по словам эксперта, необходимо учитывать еще один момент. «Многие клиенты, реальные доходы которых снизились, проявляют благоразумие и не пытаются оформить непосильные для них кредиты. Соответственно, на банковском рынке просто технически повышается доля тех, кому кредит «очень нужен», несмотря ни на что, и для его получения они готовы указывать недостоверные сведения и даже обращаться к так называемым черным брокерам», – пояснил собеседник.
Стоит заметить, что в POS-кредитовании проблема не столь актуальна, так как зачастую банки не требуют подтверждения дохода и в большинстве случаев принимают быстрое решение по кредитной заявке, основанное на кредитной истории клиента и скоринговых оценках. «В сash-кредитовании многие банки ужесточили подходы в выдаче кредитов, в том числе с целью более тщательной проверки занятости и доходов клиента. Так что возможно, увеличение количества выявленных случаев указания недостоверных сведений о работодателе и дохода, также говорит и о том, что банки стали серьезнее относиться к проверке своих клиентов», – предположил Алексей Манеркин.
Фото: Фото из архива группы компаний Rugion