Отменить SMS-рассылки, на которые клиент не давал согласие, обязаны сотовые операторы с 1 мая этого года. Но специалисты сразу сделали оговорку – они смогут повлиять только на короткие номера. Если же спам «валится» с полноценных абонентских номеров – блокировка будет противоречить закону «О связи».
Мобильным операторам запретили рассылать рекламу без согласия клиентов, пригрозив штрафными санкциями. Новые правила указаны в поправках к закону «О связи», которые вступили в силу 1 мая 2014 года и опубликованы в «Российской газете». При этом стоит отличать спам от информации об акциях и скидках, на которую клиент подписался сам.
Например, в анкетах для оформления различных бонусных карт есть пункт о согласии на рассылку рекламных предложений. То же самое с информационными сообщениями кредитных организаций.
«Если посмотреть договоры, 99% из них содержат пункт о том, что вы согласны на получение информации по различным условиям и продуктам банка. В данном случае вы можете на любом этапе отказаться от SMS и телефонного информирования, написав банку: «Прошу доводить информацию путем почтовых отправлений», – говорит специалист по защите прав потребителей общественной организации «Советник» Вячеслав Курилин.
Но есть важный нюанс. Оператор связи может блокировать рассылки, только если сообщения отправляются с коротких или буквенно-символьных номеров. «Такие номера генерируются с помощью специального оборудования и не являются абонентскими номерами, – пояснил руководитель по развитию бизнеса на массовом рынке регионального отделения одного из сотовых операторов Николай Лазаренко. – Если же рассылки идут с обычных номеров, которые позволяют идентифицировать абонента (то есть с полноценных абонентских номеров), то мы не вправе просто взять и блокировать SMS-сообщения с конкретного номера – это будет неисполнением наших обязанностей в рамках Федерального закона «О связи».
Казалось бы, у нас есть для этого основание – статья 18 ФЗ «О рекламе», которая запрещает распространять рекламу по сетям электросвязи без предварительного согласия абонентов. Но чтобы доказать факт использования абонентского номера для массовых рекламных рассылок, нам нужно ознакомиться с содержанием всех отправленных с этого номера сообщений, а это вступает в противоречие с тайной связи. Мы поняли, что для возможности реально перестроить рынок и вывести его из «серой зоны» требуются поправки в законодательство».
Если у вас подключена банковская услуга SMS-информирования, то при смене телефонного номера не забудьте уведомить об этом кредитную организацию. Иначе через три месяца «тишины» мобильный оператор может отдать ваш номер другому человеку, и все оповещения из банка будут приходить новому абоненту.
Вступивший в силу закон вводит еще одно требование. С основного счета будут списывать деньги только непосредственно за услуги связи: телефонные разговоры, отправку SMS и пользование Интернетом. А для контентных услуг необходимо будет завести отдельный счет. Речь идет о различной справочной, развлекательной информации, а также участии в голосованиях, играх и конкурсах.
«Услуги по доступу к контенту широко востребованы населением, а потому очень привлекательны для мошенников и недобросовестных лиц. Признание за услугами такого вида правового статуса и его четкое регулирование позволит абонентам получать только те услуги, в которых они заинтересованы. Это позволит существенно снизить объем мобильного мошенничества», – считает Николай Лазаренко.
Добавим, что в сентябре прошлого года на рассмотрение Госдумы был внесен законопроект о создании базы мобильных номеров «Не беспокоить». То есть абонент, которого утомила SMS-реклама, может внести свой номер в эту базу (через сайт госуслуг или написать заявление в МФЦ) и официально отказаться от многочисленных рассылок. Но в проекте выявили много юридических проблем и пока отправили на доработку.
Фото: Фото с сайта Mobile-weblog.com