Пятая часть банковских заемщиков считает, что небольшая задержка при внесении ежемесячных платежей по кредиту не страшна, – выяснили социологи НАФИ.
Учитывая, что заемщиками в настоящее время являются 65 миллионов граждан страны (по данным Национального бюро кредитных историй), становится понятно, что значительная доля потребителей финансовых услуг до сих пор не осознает последствий задержек при внесении ежемесячных платежей по кредитам.
«К сожалению, некоторые люди по-прежнему допускают задержки по платежам. Во многом это связано с низким уровнем финансовой грамотности. Люди считают это допустимым, не понимая возможных юридических последствий. Банк на начальных этапах взыскания просроченной задолженности просто звонит такому клиенту и напоминает о наступившей дате оплаты очередного платежа по кредиту. Если человек допустил просрочку по рассеянности, такого напоминания бывает достаточно для решения вопроса», – рассказал аналитик Банка Хоум Кредит Станислав Дужинский.
Впрочем, банкиры говорят, что неплательщик и клиент, который платит с задержкой, – разные категории нарушителей. Так, в первом случае можно потерять предмет залога, заплатить огромные штрафы и сильно испортить кредитную историю, не говоря уже об уголовной ответственности. Во втором случае – клиент заплатит банку больше за взятые взаймы средства, и его кредитная история в будущем многими банками будет оцениваться негативно, но не всегда.
Однако в Национальном бюро кредитных историй отмечают, что любая просрочка по кредиту автоматически отражается в кредитной истории и не удаляется. Поэтому лучше не портить себе репутацию.
«Просрочка на срок меньше месяца может привести к ухудшению условий кредитования в будущем – увеличению процентной ставки, уменьшению лимита кредита. Просрочка на больший период (но при условии погашенного впоследствии займа) может сделать недоступными некоторые виды кредитов, преимущественно беззалоговые. Наличие же текущих просроченных обязательств в большинстве случаев приведет к невозможности получения любых кредитов», – предупреждает директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй Алексей Волков.
Фото: Инфографика Эдуарда ФАДЮШИНА