С 1 июля в России может возобновится государственная программа автокредитования, которая уже была успешно реализована в посткризисные годы. Как и прежде, россияне смогут приобрести в кредит новый отечественный автомобиль или бюджетную иномарку по льготной ставке. Об этом на Петербургском международном экономическом форуме заявил глава Минпромторга Денис Мантуров.
«Наши предложения по программе поддержал председатель правительства. Готовность принять в ней участие подтвердили ведущие российские банки», – передает слова главы Минпромторга Дениса Мантурова «Российская газета».
Стоить отметить, что в новой версии государственной программы условия автокредитования стали еще выгоднее. Размер скидки по кредитному договору, как и прежде, составит 2/3 ставки рефинансирования, а срок кредитного договора – до 36 месяцев. Главным отличием возобновленной программы стало увеличение максимальной стоимости приобретаемого автомобиля – с 600 000 до 700 000 рублей – как на отечественный модельный ряд, так и на новые иномарки. Однако точный перечень моделей автомобилей, банков-участников программы и минимальный первоначальный взнос пока еще не утверждены. Для сравнения, в прошлый раз банков, участвующих в проекте, было 114, первоначальный взнос для «льготников» составлял не менее 15% от стоимости автомобиля, а срок погашения кредита – 2,5 года.
В 2011 году по программе автокредитования с государственной поддержкой было выдано 263 000 кредитов против ожидаемых 200 000. Россия заняла второе место в Европе по количеству проданных новых машин – 2,5 млн.
Аналитик «Инвесткафе» Екатерина Кондрашова высказывает мнение, что возобновить льготную программу автокредитования государство решило на фоне роста кредитных ставок и серьезного падения спроса на автомобили. «В текущей экономической ситуации автокредиты стали недоступны большинству граждан. Пока кредиты будут дорогими, люди предпочтут сберегать, а не тратить. Выпуск автомобилей сокращается вот уже второй год подряд из-за снижения спроса», – говорит она.
По данным Минпромторга, в мае продажи новых легковых автомобилей и легкового коммерческого транспорта сократились на 12% по сравнению с маем прошлого года. При этом наименее востребованными оказались бюджетные автомобили стоимостью до 500 000 рублей: продажи за первые пять месяцев и вовсе упали на 30%.
Руководитель отдела продаж автодилера «Легион Моторс» Андрей Романов связывает снижение спроса на покупку автомобилей с тем, что рост доходов в последнее время не поспевает за темпами инфляции, а также с большой закредитованностью россиян. «Спад продаж также может быть связан и с переоценкой автопроизводителями потенциала автомобильного рынка страны, что привело к массовому затовариванию складов у дилеров, которые вынуждены распродавать машины с огромными скидками. Кроме того, многие семьи, которые несколько лет назад приобрели автомобиль, сегодня предпочитают вкладывать деньги в покупку жилья, а не нового авто», – считает собеседник и добавляет: более половины новых автомобилей сегодня приобретается на заемные средства.
Кроме того, на вторичном рынке появилось большое число дешевых подержанных автомобилей, в том числе иномарок, – считает директор агентства «Автостат» Сергей Удалов. «Ряд машин иностранного производства в зависимости от состояния можно купить не за 700-900 тысяч рублей, как раньше, а за 400-500 тысяч рублей, – цитирует эксперта «Российская газета». – Поэтому покупатели ведут себя более осторожно, не спешат брать кредиты под нынешние 15-20 процентов, которые приводят к значительному удорожанию машин».
Цена вопроса
5,5% годовых – на эту величину снизится процентная ставка по автокредиту за счет государственного субсидирования.
По словам управляющей РОО ВТБ24 Ирины Кудряковой, субсидирование кредитных ставок по автокредитам со стороны государства должно простимулировать спрос на автомобили эконом-сегмента. Эксперт отмечает, в первую очередь программа будет интересна людям со средним уровнем доходов. «Рынок автокредитования напрямую зависит от автомобильного рынка страны: так, сейчас наблюдается спад розничных продаж, что автоматически приводит к падению объемов автокредитования. Не исключено, что существующей поддержки со стороны автопроизводителей может не хватить для удержания стабильного спроса», – говорит она.
По мнению управляющей филиалом Абсолют Банка Халимы Харисовой, программа господдержки позволит решить вопросы с загрузкой мощностей российского автопрома, что, в свою очередь, ведет к обновлению автопарка и к улучшению ситуации с безопасностью на дорогах. «Льготные автокредиты будут интересны широкой аудитории – ведь речь идет о «массовых брендах», – резюмировала она.