Художественные ценности для инвестора – это, прежде всего, своего рода защитный актив, который лишь в незначительной степени подвержен общим тенденциям мировой экономики. У таких активов специфическое ценообразование, которое зависит в основном от тенденций в мировом искусстве и заинтересованности искусствоведов. В последнее время возможности приобщиться к прекрасному появились и у рядовых инвесторов. Важные факторы, говорящие в пользу инвестирования на арт-рынке, – это его крайне низкая чувствительность к экономическим кризисам и политическим событиям, стабильная положительная динамика на протяжении многих лет.
Ключевое отличие инвестиций в художественные ценности от вложений на рынке ценных бумаг заключается в сущности рисков – эти риски не связаны с факторами, вызывающими колебания на фондовом рынке. Удачное вложение средств в предметы искусства может обеспечить инвестору более высокий доход по сравнению с прочими вариантами преумножения капитала. Однако разным художественным ценностям присуща своя уникальная характеристика «риск – доходность». Также могут существенно различаться и сроки инвестиций. Эксперты отличают три ключевых варианта инвестиций на рынке искусства.
Прямые инвестиции в искусство
Прямые инвестиции в искусство, то есть непосредственное приобретение картин на вернисажах и аукционах с целью получения дохода в будущем. Основным критерием здесь является уверенность инвестора в возможности многократного умножения цены предмета искусства в долгосрочной перспективе.
Причем такие активы не обязательно стоят баснословных денег: вполне можно приобрести предмет искусства и за 30 000 рублей. Главное для инвестора здесь угадать (читай правильно спрогнозировать), что картина будет расти в цене. Основой для принятия такого решения могут служить данные аналитического характера о тенденциях роста или недооцененности ряда работ. Как известно, интерес в обществе к определенным направлениям искусства возникает с различной периодичностью – многое зависит от количества выставок и аукционов, то есть продвижения авторов, работ и направлений. Собственно говоря, именно аукционисты и экпозиторы обеспечивают интерес публики к предметам художественной ценности. Высокую доходность от инвестиций можно получить, если правильно оценить существующие тенденции.
Тем не менее, по словам аналитика «Инвесткафе» Никиты Игнатенко, такое вложение может не принести желаемых результатов, поскольку смена модного тренда, например, может снизить стоимость той же картины или статуи. И наоборот, признание неизвестного художника ценителями искусства и резко возросший интерес к его персоне способны многократно увеличить цену актива. Из этого можно сделать достаточно простой вывод: такие покупки стоит совершать либо при наличии серьезной подготовки в вопросах, касающихся актуальных тенденций в мире искусства, либо при участии эксперта-искусствоведа, который обладает необходимым багажом знаний.
По оценкам экспертов, риски снижаются лишь при покупке очень дорогих произведений на длительный срок, что недоступно рядовому инвестору.
Коллекционирование
Инвестиции, как коллекционирование, характерны для богатых инвесторов, которые просто собирают картины для собственного использования (эстетического удовольствия). Свойственно размещение средств во всех сегментах арт-рынка без стратегии рационального выхода из таких инвестиций. Капиталовложения осуществляются здесь не с целью получить доход от инвестируемого капитала, а с целью сохранения культурного наследия или создания нового объекта (коллекции). Тем не менее, и этому виду инвестирования присущи риски – риски отсутствия прозрачной информации о спросе, предложении и ценах на предметы искусства, а также риски их более низкой ликвидности по сравнению с другими инвестиционными рынками. «И все же этот способ заметно менее рискованный, нежели первый, поскольку именитые авторы и классика не подвержены модным тенденциям и со временем, как правило, только дорожают. Этот способ в России наиболее распространен, однако большинство так называемых инвесторов не задумывались об инвестиционной значимости своих активов, а коллекционируют их исключительно для эстетического удовольствия», – говорит Никита Игнатенко.
Коллективные инвестиции
Третий способ наименее распространен в России. Это коллективные инвестиции в предметы искусства. «Чтобы приобретать предметы ценности в натуральном виде, необходимы достаточно большие вложения. Не каждый человек такими свободными денежными средствами владеет. Поэтому на рынке коллективных инвестиций появились закрытые паевые инвестиционные фонды, ориентированные на инвестирование в предметы искусства. Возможность регистрировать такие фонды появилась в России в 2008 году, и можно говорить, что в нашей стране только формируется практика вложения в такие паевые инвестиционные фонды», – отмечает заместитель директора ООО «Башкирский ФИЦ» ГК «АЛОР» Ярослав Колесников.
Действительно, законодательно возможность создания и функционирования паевых инвестиционных фондов художественных ценностей в России была закреплена в 2008 году. Затем решались различного рода технические вопросы, такие как определение мест для хранения предметов искусства, которыми владеет фонд и тому подобное. Доработка нормативной базы заняла еще год.
По словам Никиты Игнатенко, в соответствии с нынешним законодательством ПИФ художественных ценностей может быть исключительно закрытым, а начальная стоимость пая в нем составляет 500 тысяч рублей. Сейчас такие фонды только начинают зарождаться, а минимальный уровень инвестиций в ЗПИФ художественных ценностей сопоставим с доверительным управлением. «В силу того, что только формируется этот рынок, размер вложений в паевые инвестиционные фонды, объектами которых являются художественные ценности, в настоящий момент также значителен и составляет примерно от один миллион рублей. Но в перспективе, я думаю, минимальные суммы приобретения паев таких ПИФов снизятся», – полагает Ярослав Колесников.
«Тем не менее, это очень привлекательный актив с точки зрения инвестиций, поскольку покупка и продажа предметов искусства осуществляются управляющими компаниями, которые имеют штат аналитиков и экспертов в области современного искусства, и они знают его современные тенденции, что, в свою очередь, позволяет им делать фонд прибыльным», – считает Никита Игнатенко.
На сегодня в РФ функционируют два фонда художественных ценностей: фонд «Собрание. Фотоэффект» под управлением компании АГАНА и фонда «Атланта Арт» с управляющей компанией «Атланта». Коэффициенты шарпа и бета для такого типа ПИФов считать бессмысленно, поскольку цены предметов искусства практически не зависят от котировок фондового рынка.
ПИФ «Атланта Арт» был сформирован в декабре 2010 года и был первым в России паевым фондом художественных ценностей. Сумма его активов составила 133,3 миллиона рублей (4,4 миллиона долларов) на тот момент, что сравнительно немного для закрытого инвестиционного фонда. Стоимость пая изначально равнялась 500 тысячам рублей, а минимальная сумма инвестирования составляет один миллион рублей. По данным на 31 августа чистые активы оценивались в 172 миллиона рублей, а стоимость пая возросла до 638 тысяч рублей.
ПИФ «Собрание. Фотоэффект» был сформирован в феврале 2011 года. Изначальная стоимость чистых активов фонда составляла около 14 миллиардов рублей, стоимость пая была равна 500 тысячам рублей. Минимальная сумма инвестирования также составляет 500 тысяч рублей. Сейчас стоимость пая возросла до 520 тысяч рублей, СЧА – до 14,63 миллиарда рублей.
Активы фонда сформированы на основе фотоколлекций: в собрании представлены около 200 тысяч авторских отпечатков и 300 тысяч негативов более 250 мастеров отечественной и зарубежной фотографии. Коллекцию дополняют автографы и документы фотографов, редкие книги в области фотографического искусства. В активах фонда есть уникаты мировой и отечественной фотографии, представленные в единичных экземплярах, включая самую раннюю технику фотографии * дагерротипы (способ фотографирования на металлической пластинке, покрытой слоем йодистого серебра, применявшийся до 50-х годов XIX века). К примеру, 13 дагерротипов Жиро де Пранже, который входит в десятку самых дорогих фотографов мира – известны продажи его работ по цене около одного миллиона долларов за один дагерротип.
Коллекция фонда включает ценные снимки Российского Императорского дома, произведения Александра Родченко, шедевры Роберта Дуано, эксперименты Жермана Круля, Андре Кертеша, работы основателя фотографического общества Англии и личного фотографа Королевы Виктории Роджера Фентона, Тацио Секкьяроли, основателя жанра paparazzi.
Мировой опыт
Мировой арт-рынок в его современном понимании зародился в 1960-х годах XX века. По сравнению с молодым российским рынком это достаточно развитый сегмент мировой экономики, имеющий сформировавшуюся инфраструктуру, включающую в себя экспертов, оценщиков, страховщиков, аукционные дома (например, всемирно известные Christie's и Sotheby's), аналитические компании, проводящие исследования и публикующие периодическую аналитику (например, арт-индексы – нью-йоркский Mei-MosesAllArtIndex, базы данных по арт-инвестициям – ArtNet, ArtSalesIndex, Artpriceи другие).
Наиболее распространенными в мире являются два варианта арт-инвестиций:
самостоятельное приобретение художественных ценностей (картин, фотографий, книг и так далее);
инвестиции в фонд, который размещает средства своих пайщиков в художественные ценности.
Примерами подобных фондов в мире могут выступать, в частности:
Fine Art Fund: минимальный размер вложений – 250 000 долларов, среднегодовой доход – около 10–12%. Арт-фонд работает с картинами старых мастеров, импрессионистов, модернистов и современных художников;
China Fund: минимальный размер инвестиций – 250 000 долларов. Фонд инвестирует в старое китайское искусство, преимущественно в изделия из керамики и фарфора;
British Rail Pension Fund работает на арт-рынке с 1974 года и так далее.
Один из самых успешных мировых фондов British Railroad Pension Fund был основан в 70-х, его размер составлял 40 миллионов фунтов, а активы включали 2,5 тысячи произведений искусства: от китайского фарфора до французских импрессионистов. В период с 87 по 89 год они были проданы. Среднегодовая доходность арт-портфеля превысила 11% чистой прибыли. Для сравнения, средняя доходность индекса Dow Jones в тот же период составила 9,5%.
«Мировой рынок искусства активно восстанавливается после спада в 2009 году, при этом следует отметить, что этот спад коснулся только срока продаж произведений, а рост цен на качественные художественные активы продолжался. Более того, в 2008–2010 годах был установлен ряд абсолютных выдающихся рекордов цен. Это сформировало репутацию искусства как «убежища» для инвестиционных денег», – констатирует Ярослав Колесников.
Отметим, среднегодовая мировая доходность инвестирования в предметы искусства за последние несколько десятков лет достигла порядка 20%, и это является одним из самых распространенных защитных активов в мире после драгоценных металлов. «Думаю, что в дальнейшем этот способ будет пользоваться определенным спросом. Если говорить о доходности таких вложений, то в среднем оценивается в размере 20% годовых», – говорит Ярослав Колесников.
В России рынок так называемых альтернативных инвестиций находится пока в стадии зарождения. Тем не менее, как отмечают аналитики, не стоит забывать, что данный актив есть смысл рассматривать преимущественно с точки зрения долгосрочных инвестиций, тогда произведения искусства смогут продемонстрировать высокие показатели доходности.
Фото: Фото с сайта Dollzmaniadolls.com