Что осталось в Новосибирске из эпохи 90-х? Например, редкие и разбитые остановки общественного транспорта. А еще старые обшарпанные автостоянки с охранником-дедушкой, оплатой наличкой и непонятно какой ответственностью. В последнее время они поутратили популярность, поскольку криминальных историй с автомобилями стало меньше и люди беззаботно паркуются во дворах или на улицах. Тем не менее такие стоянки работают и даже что-то зарабатывают. Мы побывали на некоторых, изучили цены и собственников.
Сервис 2ГИС по запросу «автостоянки» выдает 299 объектов в Новосибирске. Впрочем, сюда входят и платные городские парковки, и современные автоматические стоянки, и стоянки в жилых комплексах. Тех самых «автостоянок из 90-х» осталось не так много, но они есть в каждом районе — в спальных побольше, в центре поменьше.
Что представляет собой такая стоянка сейчас? Старый обшарпанный забор, ржавая будка, дед-охранник, собачка. Покрытие, как правило, не асфальт, а щебенка или отсев. В 1990–2000 годах такие стоянки были весьма востребованными: криминогенная обстановка была напряженной, люди боялись за автомобили. Я помню, как в начале 2000-х приходилось отгонять машину на стоянку за много километров от дома, сжимать в кулачке последнюю денежку, отдавать ее охраннику, а потом топать обратно. Со временем всё наладилось, мы стали жить «более лучше», криминала поубавилось, и люди начали парковаться во дворах, не тратя деньги и время на дорогу до стоянки.
Эта автостоянка еще прилично выглядит: современный прозрачный забор «Гардис», освещение, калитка. За сутки с машины возьмут 100 рублей, абонемент на месяц обойдется в 3000 рублей с личным номерным местом.
— Номер сделаем. На месяц чек выдается, если разово, то просто в журнал записываем, — объясняет охранник.
— А если повредят машину?
— Такого у нас еще не было ни разу. Ну хозяин будет решать. Я четвертый год работаю, никогда такого не было.
Понятно, что вероятность посягательства на машину на огороженной территории со сторожем невелика, но тем не менее есть факты и повреждений, и угонов. Стоянки стараются ограничить свою ответственность, многие заранее предупреждают.
— Там уже будете разбираться с тем, кто поцарапал вам машину, — говорит охранник стоянки на улице Залесского. — Сутки здесь стоят 90 рублей, месяц при предоплате — 2100 рублей (из расчета 70 рублей в сутки). Выдаются чеки и квитанции.
На этой стоянке на улице Линейной висит плакат, предупреждающей об ограничении ответственности, в частности, за вещи в салоне, за колпаки, дворники и зеркала.
— Место забронируем, конкретно туда ставить уже никто не будет хоть ночью, хоть утром. Чек выдаем, — сообщает работник стоянки.
Месяц здесь обойдется в 3600 рублей, сутки — в 120 рублей.
Стоянка на улице Макаренко. Глухой забор, старенькая будка, песик-охранник. Сутки — 100 рублей, месяц — 3000 рублей. Чек выдадут, но ответственности избегают.
— Да никто нигде ни на одной стоянке ничего не отвечает, — предупреждает охранник.
В центре таких объектов практически не осталось. Вот старейшая стоянка на площади Кондратюка. По будке даже видно, что древняя, хоть бы покрасили.
Сутки здесь стоят целых 200 рублей, месяц — 4500 рублей при предоплате (из расчета 150 рублей в сутки). Чек выдадут, но личного забронированного места не предоставят.
Ни на одной из таких стоянок невозможно оплатить картой, только наличка, максимум — перевод на Сбер. Понятно, что владельцы не желают тратиться на банковское обслуживание и вообще минимизируют расходы, даже не приводят в порядок внешний вид своих объектов. Вот и стоят они на наших улицах, уродуя облик города вместе со старыми остановками. Впрочем, польза от таких стоянок все-таки есть. Они хоть как-то разгружают переполненные дворы, а автомобилистам дают возможность забронировать свое личное место, которое никто не займет (при месячной оплате).
Сколько платят автомобилисты, теперь понятно, а сколько зарабатывают владельцы стоянок? Это, как правило, небольшие ИП или ООО, которые в списке видов деятельности, помимо основного пункта «Деятельность стоянок для транспортных средств», указывают интересы и в других сферах. И миллионов с неба не хватают — доходы у некоторых компаний падают с каждым годом.
К примеру, центровой стоянкой на Димитрова управляет ООО «Лидер», которое еще занимается страхованием, строительными работами и розничной торговлей. По данным «СПАРК-Интерфакс», за 2020 год предприятие показало чистый убыток в
ООО «Лада» (стоянка на Залесского) показало чистый убыток в
Стоянка «Викинг» на Тюленина с тремя филиалами (ИП
Еще одна прибыльная компания — ООО «Автоленд Сибирь» (стоянка на улице Северной). Выручка за прошлый год
А где еще можно поставить автомобиль в Новосибирске? Ну, например, на платных городских парковках в центральной части по 50–100 рублей в час. И никакой охраны.
Можно арендовать машино-место в подземном паркинге какого-нибудь жилого комплекса за 5–7 тысяч рублей в месяц.
А можно выбрать один из современных парковочных комплексов, в том числе механизированные стоянки. Подробнее читайте тут.