Реформа Европротокола принята в третьем чтении. Изменения в процедуре самостоятельного оформления ДТП вступят в силу уже следующим летом. Что теперь ждет автомобилистов — читайте в нашем материале.
Одна из причин, по которой водители не спешат самостоятельно оформлять аварию — банальная боязнь, что не хватит денег на возмещение ущерба. Сегодня он, напомним, составляет 50 000 рублей. И, судя по данным аналитического агентства «Автостат», страх этот вполне обоснован. С прошлого года, сообщают аналитики, средняя выплата по ОСАГО увеличилась аж на 20% — до 77 779 рублей.
Поправки в закон об обязательном автостраховании предполагают двукратное увеличение лимита по Европротоколу — до 100 000 рублей. Правда, страховщики этому не очень рады. По их мнению, такое увеличение привлечет в и без того убыточный вид страхования еще больше желающих поживиться.
— В случае принятия поправок, лимит превысит среднюю выплату по ОСАГО. В настоящее время не менее 68% всех ДТП покрываются суммой в 50 000 рублей, поэтому большинству добросовестных граждан не требуется такое изменение лимита, — считает президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс. — ОСАГО — очень убыточный вид страхования из-за деятельности криминальных автоюристов. Повышение лимита лишь спровоцирует всплеск мошенничества, именно они воспользуются такой возможностью. В результате предложенные изменения пойдут на пользу не потребителю, на благо мошенникам.
Планируется, что закон вступит в силу 1 июня 2018 года. Тогда-то и будет увеличен лимит выплат.
Еще одно новшество — оформить ДТП самостоятельно, не вызывая сотрудников ГИБДД, можно будет даже в спорных случаях: когда сами участники не могут договориться, кто же из них виноват в случившемся.
Подробная инструкция по Европротоколу, а также ответы на самые часто задаваемые вопросы о процедуре самостоятельного оформления ДТП — в нашем материале «Не бойтесь Европротокола».
Напомним, сейчас такое возможно только при соблюдении нескольких условий: это ДТП на два автомобиля без пострадавших; у обоих водителей есть полисы ОСАГО; водители определились, кто из них спровоцировал ДТП.
Норма о возможности разногласий вступит в силу несколько позже — 1 октября 2019 года. Суть этих разногласий водители должны будут указывать в извещении о ДТП. Сами же аварии можно будет зафиксировать двумя способами. Первый — через специальное мобильное приложение с предварительным названием «Помощник ОСАГО». Его разработкой уже занимаются в Центробанке. Снимки с места ДТП, сделанные в приложении, будут в автоматическом режиме отсылаться страховщикам.
Второй способ — с помощью автоматических терминалов «ЭРА-ГЛОНАСС». Напомним, с 1 января 2017 года ввоз «безглонассовых» машин в Россию был приостановлен — так повелел технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».
Предполагается, что система «ЭРА-ГЛОНАСС» будет передавать страховщикам так называемые «некорректируемые данные» о ДТП: точные место и время аварии, скорость и перегрузку автомобиля в момент столкновения, силу удара, а также данные о машине. Правда, водителям, чтобы воспользоваться такой возможностью, нужно будет модернизировать свои терминалы. Как пишет «Коммерсантъ», точная стоимость апгрейда еще не известна, но предварительно эксперты оценили ее в 10-20 тысяч рублей.
Ранее также сообщалось, что на начальном этапе достаточно будет, чтобы терминал был хотя бы у одного из участников. Ну, а в будущем наличие устройств на всех машинах позволит повысить точность фиксирования картины ДТП.
Добавим, что страховщиков не устраивает и это новшество в Европротоколе. По их мнению, использоваться одновременно должны два инструмента для передачи данных об аварии: и мобильное приложение, и «ЭРА-ГЛОНАСС». Первый позволит сделать фото с места происшествия, второй — подтвердит сам факт столкновения и даст подробную информацию о нем.
— Центробанк в настоящее время, действительно, курирует разработку соответствующего мобильного приложения с целью упрощения процедуры фиксации и передачи страховщику информации о ДТП. Оно, кстати, будет не только помогать оформить страховой случай, но и поможет купить полис ОСАГО, — говорит начальник отделения маркетинга страховой компании «ЮЖУРАЛ-АСКО» Александр Ромашов. — Однако, если у водителей есть разногласия о виновности в ДТП, есть риск, что фиксация обстоятельств аварии только «мобильным» способом не позволит достоверно установить все обстоятельства страхового случая.
Кроме этого, некоторые представители страховых считают, что возможность выбирать между «ЭРА-ГЛОНАСС» и мобильным приложением, даст недобросовестным водителям простор для мошенничества — в конце концов, что им мешает сделать постановочные фото ДТП?
Напомним, законотворцы давно пытаются протолкнуть Европротокол в массы. И определенные результаты уже есть: к самостоятельному оформлению ДТП с каждым днем обращаются все больше и больше водителей. Только за первые полгода 2017 в России по Европротоколу были оформлены 32% ДТП. В прошлом году их часть была меньше — 29%. А при условии, что авария действительно мелкая и очевидная — это в первую очередь удобно для самих автомобилистов: не нужно ждать ГИБДД и создавать помеху в движении другому транспорту. Кстати, если аварийную машину вовремя не убрать с дороги, можно и на штраф нарваться.
2.6.1 ПДД РФ: если в результате ДТП вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других ТС создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение ТС по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств. За невыполнение данного пункта предусмотрен штраф в 1000 рублей по ч. 1 ст. 1227 КоАП РФ.
Оснащен ли ваш автомобиль «ЭРА-ГЛОНАСС»?
Фото: Олег Каргаполов