«Давайте посмотрим на автомобилистов, как на дойных коров. Если бы больший процент наших налогов тратился на ремонт и больше грузов пускалось по железной дороге, это могло бы решить проблему отчасти», – пишет один комментатор.
А вот другое мнение: «Думаю, местные власти используют дыры и жуткое состояние дорог как способ снижения скоростей. Чей это приказ заделывать дыры таким образом, что образуется горб вместо ровной дороги? После ремонта часто становится хуже, чем было».
И еще один для ровного счета: «В правительственных кругах есть такая установка: "Меня волнует только бюджет этого года. Следующий год – это следующий год". Пока правительство не научится правильно учитывать нужные факторы, дороги, здравоохранение и все остальное останутся эпически разваленными».
В этих комментариях нет ничего забавного, кроме того факта, что написаны они англичанами про английские дороги. Читая их, я невольно сдерживал улыбку, до того они напоминают наши собственные упреки в адрес российских «направлений».
Эти комментарии читатели оставили под статьей журналиста издания Autocar Стивена Сатклиффа, которую тоже стоит процитировать: «Хотя ситуация с дырами на дорогах Британии не имеет того накала, как Сирийский кризис или голод в Африке, состояние наших дорог – это абсолютный позор. Согласно исследованию, опубликованному Britannia Rescue, на каждую милю в Британии приходится одна дыра. В результате местные советы отстегнули примерно 2,5 млрд фунтов в качестве компенсации за поврежденные в прошлом году машины. В общей сложности было 33 тысячи заявок за 12 месяцев. Худшие районы – Линькольншир и Лидс».
В качестве вывода безутешный Стивен пишет: «Состояние наших дорог станет еще хуже, количество дыр увеличится, и количество денег, которые отсудят пострадавшие автомобилисты, будет эскалировать. В конце концов, мы получим дороги, какие были здесь в 1675 году».
В отзывах под статьей встречаются советы недовольным «валить в Испанию», ругань в адрес властей и сетования на климат. Наконец, ирландцы в комментариях призывают англичан не ныть, потому что в Ирландии все еще хуже. Если судить по отзывам, так Англия от России вообще мало чем отличается.
Об этой заметке «Автокара» я вспомнил на днях, потому что в моем родном Челябинске весна пришла раньше срока и принялась рьяно слизывать асфальт с дорог. Я вполне толерантен к мелким дорожным невзгодам, но эта весна рискует выиграть чемпионат по количеству загнутых дисков и сломанных бамперов. Сохраняйте бдительность.
А насколько вообще релевантны жалобы англичан и прочих европейцев на их дороги в свете того, что творится в России? Я ездил на автомобиле по разным странам Европы, в том числе по Британии, и попробую суммировать впечатления.
Плохие дороги в Европе действительно встречаются. Не скажу, что лично ездил по асфальту, который угрожал снять скальп с бампера автомобиля, но иной раз потряхивает так, словно старушка Европа решила тряхнуть стариной. Встречаются и выбоины, причем иной раз видишь вокруг следы ямочного ремонта, которого хватило ненадолго.
Кроме этого, в Европе есть ряд нюансов, который может стать сюрпризом для российских водителей. Например, издевательская узость полос. К иным деревням ведет настолько тощая прожилка асфальта, что не только разминуться со встречной машиной, но даже просто ехать по ней дискомфортно.
А горные серпантины, на которых мелкая ошибка может стоить жизни? В Уральских горах, например, прорубили скалы и построили дороги с уклоном, но зато прямые, а в Европе полно дорог вроде подъема на Ай-Петри.
В Норвегии загородные шоссе не поливают реагентами, а лишь посыпают мелкой крошкой, да и то не везде. В итоге в прибрежных зонах большую часть времени едешь по льду, в глубине материка – по укатанному снегу.
И все же наши дороги хуже европейских. И хуже существенно. Главная разница, пожалуй, вот в чем: в Европе качество дорог приведено в соответствие с их значимостью. То есть по задам какого-нибудь селения может идти узкая и разбитая дорога, но в Европе не встретишь парадокса вроде федеральной трассы М-5, которая местами по ширине, качеству покрытия и инфраструктуре достойна быть разве что дорогой локального значения, соединяющей, например, свиноферму с колхозной администрацией. Но не запад России с востоком.
В Европе федеральные трассы – это многополосные магистрали с отбойниками, внятной разметкой и массой указателей. Дороги районного значения также имеют разметку, но зачастую двухполосные. А вот капиллярная сеть, ведущая к мелким населенным пунктам, может быть узкой и порой неровной, однако с точки зрения безопасности это не играет решающей роли – слишком низкий трафик.
Кроме того, сама организация движения в Европе гораздо более логичная, что минимизирует вероятность «нечаянного» нарушения и ДТП.
Впрочем, России, безусловно, сложнее поддерживать состояние своих дорог в силу общеизвестных причин: тут и климат, и не сопоставимая протяженность сети, и отсутствие реальных механизмов контроля за дорожным строительством. Есть и множество более специфических тонкостей, например, российские битумы, как правило, имеют температурный диапазон работы, значительно более узкий, чем реальный перепад температур в нашем резко континентальном климате (подробнее).
И на все это наслаивается желание нагреть на строительстве руки всех причастных, что делает наши дороги совершенно безумными по соотношению затрат и качества. Причем способов «нагрева» бесконечное множество: использование некондиционных материалов, нарушение технологий, работа с целым каскадом субподрядчиков, откаты... Сами дорожники жаловались мне на еще одну неявную, но очень гадкую статью расходов при строительстве новых дорог – выкуп земли. Едва координаты новой дороги становятся известны, участки земли, через которые она проходит, скупаются, чтобы потом быть проданными по радикально завышенным ценам.
А потому, уважаемый Стив Сатклифф, можете не слишком переживать по поводу качества дорог. Если они и дойдут до состояния 1675 года, то в этом соревновании мы, пожалуй, вас одолеем. Впрочем, нам не привыкать, и в этом, пожалуй, наше главное преимущество.
Фото: Фото автора