22 декабря судья Советского районного суда Сергей Самулин огласил приговор по делу о громком ДТП на дамбе ГЭС в феврале этого года. Суд признал виновной тренера по гимнастике, 47-летнюю Анжелику Свиридову, и приговорил ее к 2,5 годам в колонии-поселении, однако исполнение приговора было отсрочено до 1 июля 2025 года — пока младшей дочери женщины не исполнится 14 лет. Подробности дела, мнения его участников, реакция Анжелики Свиридовой и ее адвоката на приговор — в материале НГС.НОВОСТИ.
Страшная авария на дамбе ГЭС произошла вечером 28 февраля. Анжелика Свиридова на своем Nissan Sunny везла домой после тренировки в спорткомплексе «Калинка» трех воспитанниц: Христину, Дашу и свою дочь Софию. Девочки, пристегнутые ремнями безопасности, сидели на заднем сиденье. Около 17:25 «Ниссан» выехал на дамбу ГЭС и двинулся в сторону Академгородка. Однако внезапно иномарка вильнула влево, на встречную полосу, и столкнулась с Toyota Corolla Fielder. В аварии погибли 39-летний водитель такси из Академгородка Алексей Жарких и 7-летняя Христина Казакова, сидевшая справа, — туда пришелся удар «Тойоты». Сама Свиридова теперь инвалид I группы и не может ходить. Очевидцы утверждали, что колеса «Ниссана» попали в колею, из-за этого автомобиль развернуло и выкинуло на «встречку».
Приговор тренеру огласили утром 22 декабря — в коридорах суда Советского района было тихо и пусто. В зале расположились журналисты и гособвинитель, никто из представителей Анжелики Свиридовой не присутствовал, самой ее тоже не было — она на длительной реабилитации, которая, возможно, вернет ей способность ходить.
Суд посчитал: колея была на дороге до и после момента ДТП, и причиной происшествия ее считать нельзя. Свиридова, по мнению суда, нарушила правила дорожного движения, в частности пункты 1.3, 1.4, 9.1 и 10.1 ПДД. Скорость она не превысила, но были сложные дорожные условия, а значит, женщина должна была выбрать такой стиль вождения и маневры, чтобы не совершить ДТП. «Поэтому доводы подсудимой Свиридовой о нерадивости дорожных служб, которая привела к трагедии, так как причиной ДТП явилась колейность, суд во внимание не принимает и оценивает как надуманные в целях уменьшения личной ответственности», — заявил судья Сергей Самулин.
В итоге за нарушение ПДД, повлекшее смерть двух человек (ч. 5 ст. 264 УК РФ), тренера приговорили к 2,5 годам в колонии-поселении с отсрочкой до 1 июля 2025 года — когда ее младшей дочери исполнится 14 лет.
Старший помощник прокурора Татьяна Сабельфельд пояснила, что сторона обвинения просила для виновницы 3,5 года в колонии-поселении с отсрочкой до 1 июля 2025 года. Вынося приговор, суд учел, что Свиридова не замужем, у нее шестеро детей, двое из которых малолетние — 4 и 8 лет.
Дело Свиридовой начали рассматривать 5 августа. Тренер в ДТП получила перелом позвоночника, который лишил ее возможности ходить, — из-за этого допрашивали ее дома. Она рассказала, что ехала со скоростью не больше 40 км/ч, не нарушая правил, увидела на дороге колею. Что произошло дальше — не помнит, пришла в себя только после операции. Женщина свою вину не признала, указав, что авария случилась из-за колеи. Супруга погибшего водителя «Тойоты» Нина Жарких на суде говорила, что не имеет материальных претензий к обвиняемой, так как у той трое несовершеннолетних детей, но подчеркнула, что Свиридова должна понести наказание по закону.
Отец погибшей девочки Всеволод Казаков заявлял, что Свиридова не виновата в произошедшем, и просил не привлекать ее к уголовной ответственности.
Казаков добавил, что Анжелика Свиридова — добрый, душевный, отзывчивый человек, к спортсменам она относилась как к своим детям. Однако суд в прекращении дела отказал. В зале суда мама одной из воспитанниц Свиридовой, Анна Богомолова, заявила: «Категорически не согласна с решением суда. Суд должен был ее оправдать полностью, потому что она тоже является жертвой данного происшествия». Сама Анжелика Свиридова рассказала журналистам «8 канала»: «Я понимаю, что водитель всегда виноват, но, когда водитель даже не понимает, по какой причине это произошло и никто этого не может доказать, никаких аргументов не привели конкретно… Это трагедия такая, которая унесла две жизни, одну — дорогую для меня жизнь. Это со мной, конечно, останется до конца дней моих».
Адвокат Свиридовой Николай Муштин заявил, что, получив на руки решение суда, они определятся, в каком порядке будут обжаловать приговор. Однако шансов, считают его коллеги, немного.
Судьи неохотно признают плохие дорожные условия причиной ДТП,
констатировал директор компании «Автоюрист» Денис Алмазов. «В этом случае у лица, привлекаемого к административной или уголовной ответственности, а также потерпевших возникает законное право подавать в суд на дорожные службы и взыскивать моральный вред, материальный ущерб. Там смерть человека оценивается в большие суммы достаточно», — отметил он. Убедить судью может только экспертиза, однако он может не прислушаться и вынести другое решение, подойдя к делу формально и найдя какое-то нарушение в действиях водителя. К примеру, нарушение п. 10.1 ПДД, в котором указано, что водитель должен управлять машиной с учетом дорожных и погодных условий, выбирать безопасные маневры и скоростной режим. Денис Алмазов вспомнил, что в его практике были судебные тяжбы по снежным колеям: в авариях с материальным ущербом деньги взыскивали с дорожных служб, не убравших снежную колею вовремя.
Ксения Евдокимова
Фото Александра Агафонова