12 августа в Новосибирске начались продажи «чуда» китайского автопрома — электромобиля BYVIN. Обладая габаритами Daewoo Matiz и максимальной скоростью 60 км/ч, новинка не потребляет ни капли бензина и заряжается от розетки 220 В. Китайский электрокар за 250 тыс. руб. успел попасть на новосибирский рынок быстрее японского конкурента — более мощного и в 6 раз более дорогого Mitsubishi i-Miev, уже колесящего по Москве. Пока в столице приближают технологическую революцию, строя зарядные станции по типу АЗС, в Новосибирске близится суровая зима. Технические эксперты убеждены, что в условиях сибирских морозов электромобиль может легко превратиться из средства передвижения в недвижимость.
О начале поставок электромобилей BYVIN объявила новосибирская компания «Мега-Авто», до этого занимавшаяся преимущественно аукционными авто из Японии и США. Электрокар BYVIN производится в китайской провинции Шаньдун в двух видах кузова: трехдверный хэтчбек и мини-пикап. Машина достаточно миниатюрна: 2560 мм в длину. 1300 мм в ширину и 1560 мм в высоту. Для сравнения, самое маленькое авто из широко распространенных в Новосибирске Daewoo Matiz имеет габариты (мм): 2340/1495/1485. Тот, кто ездил в Matiz, оценит, что если китайская новинка еще уже, то комфортно себя в ней чувствовать могут, пожалуй, только очень худые люди.
Аккумулятор заряжается от сети 220 В, ориентировочное время полной подзарядки — 8 ч. По данным компании «Мега-Авто», на одной зарядке электромобиль способен проехать до 120 км. При весе 780 кг и грузоподъемности до 380 кг (в случае мини-пикапа) BYVIN electric car способен развивать максимальную скорость 60 км/ч.
Стоимость BYVIN electric car в Новосибирске равна 250 тыс. руб. По данным сайта компании BYVIN, с завода эти электрокары продаются по цене $3–5 тыс.
Как рассказал директор компании «Мега-Авто», пока новинка поставляется только под заказ в течение 1–4 недель. В компании «Мега-Авто» утверждают, что данный электромобиль из-за своих скромных характеристик не требует регистрации в ГАИ и наличия водительских прав. В ГАИ считают иначе — по словам инспектора по пропаганде УГИБДД ГУВД по Новосибирской области Сергея Щекотина, данное транспортное средство подлежит государственной регистрации, так как используется для движения по дорогам общего пользования.
BYVIN electric car стал первым электромобилем, поступившем в продажу в Новосибирске. Первый массовый современный электромобиль Mitsubishi iMiev пока продается только в Москве — первые экземпляры поступят российским покупателям в сентябре 2011 года.
Mitsubishi iMiev оборудован электромотором мощностью 47 кВт (63 л.с.), а также литий-ионной батареей емкостью 16 кВтч и напряжением 330 В. При весе в 1000 кг электрокар способен проезжать на одной зарядке 160 км и развивать максимальную скорость 130 км/ч. От домашней сети (по японским спецификациям 200 В) полностью заряжается за 7 ч. Также для i-Miev существуют уличные зарядные установки, позволяющие зарядить аккумулятор максимум на 80 % за 30 мин. По данным на сайте производителя, разгон i-Miev на малых оборотах (с 40 до 60 км/ч) на 30 % быстрее, чем у аналогичного по классу и размеру автомобиля на бензиновом двигателе.
В Новосибирске японский электрокар пока не продается. По данным пресс-службы компании «СЛК-Моторс» (дилер Mitsubishi), это обусловлено высокой ценой на электромобили и соответственно низким покупательским интересом к ним. В столице новинка стоит 1,78 млн руб. «Сюда же стоит добавить отсутствие необходимых условий эксплуатации таких автомобилей в нашем городе, таких, например, как разветвленная сеть станций зарядки. С другой стороны, гибридные автомобили за последние годы стали весьма популярными», — отмечают в компании.
Летом 2011 года стало известно, что российская компания, создающая зарядную инфраструктуру для электромобилей в Москве, подписала договор с французским концерном Schneider Electric на поставку профессионального оборудования. В компании обещают создать сеть зарядных станций в столице уже к концу 2011 года. Полная зарядка электромобиля в ночное время, когда действует самый дешевый тариф, обойдется автовладельцам всего в 20 руб. К прогрессу начинают подключаться регионы — например, в Калужской области планируют отменить транспортный налог для владельцев электроавтомобилей.
Плюсами электромобилей являются более быстрое ускорение на низких оборотах, тихая работа двигателя, отсутствие вредных выбросов, а также экономия на топливе.
В то же время настораживает поведение литий-ионный аккумуляторов на морозе — в случае с мобильными телефонами элементы питания в условиях холода быстро разряжаются. Как объяснил к.т.н., доцент кафедры электротехнических комплексов НГТУ Александр Штанг, полноценных тестов эффективность современных аккумуляторов для электромобилей в условиях Сибири не проводилось. «Однако известно, что из-за замедления скорости химических процессов литий-ионные аккумуляторы теряют на морозе существенный процент энергоемкости (быстрее разряжаются. — М.В.). Помимо этого, в таких условиях снижается их резерв — они быстрее вырабатывают свой ресурс», — резюмирует эксперт.
Марк Волков
Фото auto.ngs.ru (1), autovikup-spb.ru (2), Константина Пономарева (3)