Когда симпатичная блондинка открывает собственный бизнес — а тем паче бутик одежды, общественность делает однозначные выводы. Однако на самом деле истории такого успеха могут сильно отличаться. В конце июня по адресу Красный пр., 22 открылся монобрендовый бутик женственной одежды Веры Шашериной. В интервью SHE молодая предпринимательница рассказала, как она жила на Первомайке и работала кассиршей, а теперь живет по правилам леди и собирается поучаствовать в Неделе моды.
Справка: Шашерина Вера — родилась в 1986 году в Узбекистане. С 2000-го живет в Новосибирске. Окончила заочно Московский экономико-финансовый институт (финансы и кредит) и Санкт-Петербургский университет экономики и управления (управление). Была замужем с 2009 по 2011 год. Владелица бренда и монобрендового бутика Design by Vera Shasherina.
Как началась ваша карьера?
Я поздний ребенок. Через год после того как мы переехали в Новосибирск, папа скончался. Мама пенсионерка. Я пошла работать кассиром в New York Pizza на Ленина, причем жила тогда на Первомайке, долгая дорога до работы меня не пугала. Я регулярно становилась лучшим кассиром — уже там начали проявляться мои лидерские качества. Образование я не ставила в приоритет. С годами я поняла, что настоящее образование ты получаешь опытным путем, а не изучая теорию. На последнем курсе я устроилась в Ситибанк, потом в частную компанию, где стала начальником отдела продаж и заместителем директора. Потом ушла в Альфа-Банк: начала с ведущего менеджера, потом была переведена в Красноярск на руководителя. Но именно там я поняла, что всё — больше я так не хочу.
Как пришли к шитью?
Я всегда шила, с детства. Отец умер, мама на пенсии. У нас не было денег, но была куча ткани из Узбекистана. И сначала мама мне шила, даже вышивала пайетками. Потом я начала шить сама. Позже, когда переступила грань материального достатка, я заказывала для себя в ателье.
И вот, работая в банке в Красноярске, я как-то сшила юбки себе и подружке. Выложила наши фото «ВКонтакте», начали хвалить и говорить: ты бы такие юбки продавала. И я задумалась. За три месяца я ушла с работы, продала свой «Мерседес» — у меня был тогда беленький «Мерседес», я его так любила! И никто мне его не дарил — сама заработала, купила его в кредит по ставкам для сотрудников банка. Мне было жалко его продавать, но я рискнула. А сейчас, через месяца полтора, кстати, ко мне приедет уже новый «Мерседес» (Улыбается.). За 1,5 года он вернулся ко мне, причем теперь новый, а не подержанный.
С чего начали бизнес?
Я просто закупила тканей оптом. Отрисовала то, что хочется, заказала лекала, отшили в цехе. Начала с продаж «ВКонтакте», причем лично у меня на тот момент было всего 200 друзей, это сейчас их число увеличилось — именно благодаря моей работе.
Как создавали коллекцию, придумывали модели?
Не отслеживала никаких тенденций — ничего. Я просто поняла, что есть какое-то чутье — это же творчество. Я не называю себя дизайнером, ведь я не ставлю себе целью создать подиумную коллекцию, пока не ставлю. Моя цель — это красивая, носибельная одежда, немного необычная.
Какие у вас наряды в основном?
Не знаю, почему у вас в новости был сделан упор на эти длинные наряды в пол — их всего 9 платьев за все 1,5 года. У меня есть и мини, и миди, и более праздничные варианты, и те, которые можно носить в офис, и топы, юбки, шорты — не только платья. Средняя цена платьев — от 5 тыс. до 8 тыс. руб.
Как у вас организован бизнес? Читатели новости решили, что это для вас что-то несерьезное, не особенно спланированное…
Да, я заметила эти комментарии. Но на самом деле у нас все четко. Постепенно я пришла к тому, что запустила полностью свое производство: закупила оборудование, наняла швей. Средние объемы у нас сейчас 300–400 единиц товара. В бутике мы каждый день выполняем план продаж. У нас четкая программа и по продажам в регионы — мы представлены в 13 регионах РФ, — а также стратегия по продвижению в соцсетях, за каждое дело отвечает конкретный человек, а не так, что я говорю: «Маш, ну ты размести там "ВКонтакте"». Конечно, мне страшно рисковать, потому что я понимаю: за мной не стоит ни папа, ни мужчина, которому в случае чего можно сказать «дай денег, че-то закончились», — но именно поэтому ты и фигачишь, и смелость появляется. Я уверена, что вложения в бутик — 1 млн руб. — окупятся за полгода.
Сейчас стало популярным запускать свой бренд одежды, в том числе именно женственные наряды, как у вас, — чем вы отличаетесь от остальных?
Моя фишка в том, что помимо сезонных коллекций я выпускаю 8–10 моделей регулярно каждый месяц. Здесь, в бутике, я планирую пополнять ассортимент каждую неделю. Мы ведь, девочки, такие: нам все время хочется чего-то новенького. И это помогает удержать клиента. Кроме того, у нас в бутике любую модель можно подогнать по параметрам — не просто подол укоротить или ушить, но даже спинку, плечи подогнать, чтобы село по фигуре.
Что вас все-таки вдохновляет?
Вчера пересматривала фильм про Коко Шанель. Конечно, у нее все по-другому складывалось. Там как раз таки был мужчина. Но мне настолько нравится эта история, как она морально вырастала!
В плане идей для создания моделей я вдохновляюсь тканями: вижу ткань и понимаю, какое платье я бы хотела из нее сшить.
Моя мечта, конечно, попасть на Неделю моды в Париже, Милане. Хочется развиваться как дизайнер? Да. Но сейчас пока я для себя не ставила такой цели. Потому что для меня было основным — заработать денег, обеспечить свою жизнь и развитие своего бизнеса. Но к концу 2015 года я обязательно уже куда-то слетаю посмотреть, а в 2016 буду участвовать в Неделе моды — в Москве или Милане. В плане на 2015 год было собственное производство и бутик — и план выполнен уже к июню. И несмотря на то что кто-то думает, что это несерьезно, у нас уже три города в очереди стоит на покупку франшизы.
Чтобы попасть на Неделю моды, планируете уделить время образованию, поучиться чему-то в дизайне?
Я не вижу смысла в таком образовании, дизайнером нельзя стать, отучившись, — так же как поэтом или художником. Это либо есть, либо нет. Если и учиться, то только смотреть, как работают профессионалы.
Не боитесь ли кризиса?
Кризис в головах. Девочки как одевались, так и будут одеваться: мы же не можем ходить в рванье. Мои клиенты — молодые девочки 20–35 лет. Среди них есть и студентки, но есть и врачи, и управленцы, и владелицы собственного бизнеса.
Как считаете, женственные наряды могут поменять характер женщины?
Конечно. Я всегда хожу в своей одежде — в 90 % случаев. И я не только выгляжу, но и веду себя как леди: я никогда не позвоню первая, считаю, что девочка не должна курить, пить, одеваться вульгарно. И я передаю свое внутреннее состояние в одежде — я прям девочка-девочка.
Как мужчины реагируют на ваш образ — у вас много поклонников?
С моей внешностью я могла бы быть такой блондинкой, которая пальцами щелкнет, и все уже при ней. Но я никогда не пользуюсь мужчинами. У меня много поклонников, но я никому не даю ложной надежды: либо мой мужчина, либо он совсем мне не нужен рядом. Я никогда не парю мозг, всегда все говорю честно.
Зинаида Кузнецова
Фото предоставлены Верой Шашериной