Женщины давно стали сильным полом, идеальный этому пример — ведущая актриса театра «Старый дом» и мастер спорта по становой тяге Лариса Чернобаева. Красавица-пауэрлифтер и мама 10-летней чемпионки по ушу даже не мечтала стать артисткой — но, будучи гиперактивной и любознательной девочкой, предпочла все-таки карьере врача творческую профессию и не прогадала, став звездой новосибирской сцены. В интервью корреспонденту SHE Лариса рассказала, почему муж не боится ее лысины, почему в поцелуях с другими артистами нет ничего криминального и как в жизни помогает умение поднимать тяжести.
Справка: Чернобаева Лариса — 34 года, окончила Новосибирское театральное училище, с 2000 года работает в театре «Старый дом», сейчас одна из ведущих актрис театра, особенно значимыми стали ее работы в спектаклях «Кин IV», «Дон Жуан», «Очень простая история», «Пер Гюнт», «Чувства». В 2006 году была номинирована на соискание премии «Парадиз» как лучшая актриса года. В 2013 году получила приз за «Лучший дуэт» на Международном театральном фестивале «Камерата». На Кубке мира-2015 по пауэрлифтингу в Бердске стала кандидатом в мастера спорта по троеборью и мастером спорта по становой тяге, подняв штангу в 127,5 кг в становой тяге, 50 кг в жиме лежа и 85 кг — в приседе. Замужем, воспитывает 10-летнюю дочь Сашу.
Многие девочки мечтают стать актрисами и певицами. Вы тоже с детства мечтали?
После 9-го класса встал вопрос, чем заниматься дальше, так как учиться в школе мне надоело. Моя тетя сказала: «Ларис, я слышала по радио, что ведется набор в театральное училище, ты не хочешь?». Конечно, хочу, я же уже специализированная актриса после утренников-то. (Смеется.) Когда пришла в театралку — я была самая младшая, меня не очень хотели брать в 14 с половиной лет. Но меня приняли очень легко.
Что самое приятное в работе актрисы? И что самое сложное?
Меня театр заряжает жизненной энергией, мудрыми мыслями, я получаю свои эмоции. Люди вне театра, вы редко думаете о себе, а мы постоянно ковыряемся в себе… Вряд ли какая-то девушка каждый день задумывается — какая я, какая у меня душа, как я умею любить? А я люблю открывать себя, я люблю удивляться самой себе. Иногда после репетиции приду в гримерку и думаю: неужели я могу так чувствовать? Неужели я умею так любить, как полчаса назад на сцене? Неужели я могу так страдать? Я даже в жизни так не чувствовала. Вот тот же «Пер Гюнт». Каждый спектакль я умираю. Когда мы это репетировали, режиссер подходил и спрашивал: «Эй, Лара, все нормально?», настолько я вживалась. Да, это круто. Я сама себе удивлялась, что у меня такая душа. В обычной жизни у меня редко эмоции феерические.
А сложное… Когда была премьера «Пер Гюнта», у меня в первый раз в жизни было чувство, а я считаю себя опытной артисткой… занавес еще закрыт, и вот я стою и думаю: вот я сейчас просто развернусь и убегу, а что мне сделают? Ну уволят, заставят заплатить неустойку, никогда не возьмут работать в городе… У меня было что-то вроде панической атаки. Но это длилось буквально 5 секунд. Вообще, когда открывается занавес, Лариса перестает существовать, и страху нет места. И мы тут в театре всегда друг за друга — если ты шлепнешься, то партнер всегда тебя поднимет.
То есть зависти у актрис нет, как в кино показывают?
У каждого своя ниша, одинаковых нет, даже внешне, и по темпераменту тоже все разные. Ну и пока не приходили люди извне, так что я не знаю, как бы я себя повела, если бы пришла девочка, визуально похожая на меня. Или по темпераменту схожая. Вот я бы сказала тогда: «Ага, она моложе на 10 лет, покрасивее, морщинок поменьше!». (Смеется.)
Зачастую вам приходится появляться в эротичных образах, целоваться с другими артистами. Вы всегда воспринимаете это как игру или часть работы?
У нас шутят: нет ни одного мальчика, с которым бы Чернобаева не перецеловалась на спектакле. (Смеется.) Все, что касается телесных контактов — обнимашек, целовашек, — у нас же маленький театр, небольшая труппа, для меня это вторая моя семья. Здесь провожу даже больше времени, чем дома в семье. Так что это нормально. Мы можем переодеваться, и неважно, кто зайдет в гримерку, мальчик или девочка, — ну что он увидит нового? А что касается обнажения и откровенных нарядов — я, если честно, не очень это приветствую. Были моменты в театре, когда я топлес играла. Мне нужно обосновать это очень серьезно, самой понять, можно ли без этого обойтись.
Артисты вообще закомплексованные люди. Иногда открываются такие темы, что нутро приходится перебарывать. Я же от себя никуда целиком не скроюсь. Вот Маруся не умеет плакать при людях, а она вечером в спектакле рыдает навзрыд. А есть, например, комплекс толстой попы, в жизни не носите обтягивающие джинсы, а в спектакле надеваете мини-юбку и чувствуете себя офигенской женщиной.
Вообще, как думаете, женщине проще вживаться в роль, чем мужчине-актеру?
Как мне кажется, это больше мужская профессия! А вот в жизни терпеть не могу актеров. Я вообще не представляю, если у тебя муж — актер. Актеры — это же дети, любят внимание, восхищение, когда о них говорят. Бывают наверняка исключения… Но обычно на сцене увижу актера — ну альфа-самец, брутал, мужик с большой буквы: как разговаривает, как держится! Но когда знакомишься в жизни — просто не узнаешь его.
Каким должен быть для вас мужчина тогда?
Чувство юмора обязательно, ответственность за меня и прежде всего за себя, чтобы адекватно относился к действительности, доброта. Физическая сила — не обязательный показатель мужественности, я имею в виду бицепсы и все такое. Нужен сильный духом. Конечно, и я сама очень сильная девушка, выносливая. Все могу делать сама, только мой чудесный муж мне этого не позволяет. Он идеал, просто подарок судьбы. Слава богу, есть человек, который позволяет не думать, где бы заработать денег, позволяет жить, как я хочу. Мы кардинально разные, но плюсы и минусы всегда притягиваются. Я реалист, я не буду мечтать, я буду говорить только о том, что я могу конкретно представить, люблю конкретику и не очень люблю сюрпризы. А муж у меня жуткий фантазер, выдумщик, мечтатель, романтик.
Если бы вам пришлось побриться налысо для роли, муж бы спокойно это воспринял?
Он бы воспринял мою лысину очень хорошо, потому что все, что бы я ни делала, он одобряет. Да, я готова [побриться налысо]! У меня даже есть такое желание. Я думаю, если вдруг Боженька мне подарит второго ребеночка, я не буду говорить, что ухожу в декрет: вы сразу это поймете, когда придет артистка без волос. (Смеется.)
Кстати, это же муж познакомил вас с пауэрлифтингом?
Как и любая девушка, я хочу хорошо выглядеть и потому пришла заниматься в зал. Муж занимался у того же тренера, у которого я занимаюсь сейчас, предложил попробовать пауэрлифтинг. Я отнеслась сначала к этому скептически. Я же в театре так много лет, а театр столько требует от нас: крутить кульбиты, садиться на шпагат, в воздухе прочитать стихотворение, потом приземлиться, прокрутить фуэте, — зачем мне еще пауэрлифтинг. Но потом мы занимались с девушками-пауэрлифтерами в одном зале, и я все косилась на них. И я тренеру сказала: вот девушка, мне жутко нравится, какая у нее задняя часть бедра, я бы тоже такую хотела. А выяснилось, что это только приседания с весами. И так мне понравилось! Я даже предположить не могла, насколько я сильная. Про дух я знала, а про тело… не знала, на что оно способно. Я не знала, как я умею концентрироваться, насколько я умею самодисциплину держать. На сцене важно вкладывать энергию в партнера, так же и со штангой — я с ней чуть ли не разговариваю, внутренние свои и внешние силы я направляю в одну точку.
Вот те же соревнования. Так привыкла себя убеждать и перевоплощаться, так что когда тренер сказал, что я великий пауэрлифтер, я поверила. И случилось чудо: я выполнила КМС и стала мастером спорта по становой. Для меня это было не меньшим удивлением, чем для всех моих знакомых. Теперь хочу сделать мастера спорта по всем видам (присед и жим. — М.М.). Это мечта, но мечты имеют свойство сбываться.
Как реагируете на комментарии в стиле «не женское это дело»?
А вот представьте себе XIX век: женщина с коромыслом и ведрами. Кто сказал, что женщины — слабые, слабый пол? Если есть внутренний потенциал и энергия, которую ей нравится куда-либо направлять, почему нет? Я очень не согласна, что это не женское дело. Любой вид спорта опасен для здоровья, тот же балет, цирковое искусство, дайвинг. Жизнь вообще опасна для здоровья — машина вас может задавить, например. Вот задают вопрос: почему девушка занимается этим видом спорта? А у меня в голове уже встречный вопрос: почему мужчина занимается балетом или фигурным катанием, танцами или в модели идет?
Вы полностью за активный образ жизни? Вы же еще любите прыгать с парашютом, дайвинг…
Да, и горные лыжи, и верховую езду. У нас вся семья такая. Дочка моя, кстати, благодаря мужу занимается ушу, является действующей чемпионкой Сибирского федерального округа. Я езжу на работу на велике, хотя имею автомобиль, это для меня активное действие, ненужную энергию трачу. Дышу, занимаюсь, я в тонусе всегда. У меня мама спрашивает: «Лар, когда остепенишься? Приезжай на дачу, картошку окучим». Нет-нет-нет, мама!
Наверное, и диет придерживаетесь?
Да я никогда не ела столько, как сейчас! Если придешь на тренировку голодный — ты ничего не сможешь, после тренировки обязан поесть, и до спектакля. Но это правильное питание. Дочь у меня даже не знает вкус чипсов, наверное. Для нее вкуснее овощи, перец болгарский, брокколи.
В салоны красоты ходите?
У нас в театре и так каждый вечер салон. Парикмахер может и подстричь, и кудри накрутить. За лицом стараюсь сама ухаживать. Мне просто жалко на это времени. К косметологу я ходила в прошлом году. Полтора часа лежала, пока она меня там скрабила. Лежу и думаю: ну что так долго, за 15 минут могу это дома сделать!
Есть ли у вас личные маленькие ритуалы, без которых вы не можете оставаться в гармонии с самой собой?
Бывают такие моменты, когда мне необходимо личное пространство. Благодаря потрясающим мужу и дочке, которые все понимают и даже рады — устают от меня, это удается. Мне нужно почитать, поваляться одной. Чтобы вечер был только моим, чтобы не было проблем. Просто побыть одной. Если нет личного пространства — нервничаю.
Лариса, что для вас самое важное в жизни?
Семья, однозначно. Это все для меня.
Мария Морсина
Фото Татьяны Кривенко (1), предоставлены Ларисой Чернобаевой (2, 3)