Сегодня модно взывать к традиционным ценностям, клеймить женщин за распутную жизнь и ужасаться количеству их сексуальных партнеров до брака. Отыскать людей, сохранивших невинность к 30 годам, непросто. Но и «запоздавших» общество тоже не любит, подозревая их в ущербности и старомодности. Они тихо существуют среди нас, избегают расспросов коллег и страдают от одиночества. Героиня SHE к своему 30-летию не успела пройти путь среднестатистической женщины ее лет: у нее не было ни случайного секса, ни тщательно спланированной первой брачной ночи. Она оказалась транзитным пассажиром, навечно застрявшим в зоне ожидания.
Острое чувство одиночества накрыло Анну еще в детстве. В новом микрорайоне, где она жила со своей семьей, не оказалось школы — пришлось ездить в другой район города и вливаться в новый коллектив. «Конечно же, ребята, которые жили рядом со школой, дружили между собой, они выросли в одном дворе. Я же особо ни с кем не общалась». В семье были серьезные проблемы с деньгами — обеспеченные одноклассницы сторонились девочки из бедной семьи. «Я хорошо училась, из-за успехов в учебе меня недолюбливали. Чем больше меня любили учителя, тем больше ненавидели одноклассники».
Отчаявшись, Аня пыталась поделиться своими проблемами с мамой. Однако мама заняла неожиданную позицию:
С отцом было сложнее: «Это даже воспитанием трудно назвать… Полная отстраненность. Если мама вникала в какие-то бытовые проблемы, интересовалась хотя бы тем, в чём мы с братом будем ходить, то папу это совсем не волновало. Он считал, что можно обойтись одним платьем, делами семьи почти не интересовался, финансово особо не обеспечивал, по дому ничего не делал. Зато любил всех построить и указать на чужие недостатки».
Поступив в университет, Анна окончательно замкнулась в себе, отношения с одногруппницами не сложились: «Как и в школе, нас разделяло разное социальное положение. Девочки у нас учились небедные, они могли прогулять в ночном клубе приличные деньги, я же не могла себе позволить даже туда пойти. Я тогда была очень зажатая, от мужчин шарахалась как черт от ладана…». Аня пыталась подрабатывать, писала курсовые на заказ. Но этих денег не хватало на отдельное жилье — в отличие от старшего брата, который рано покинул родительский дом, взяв кредит на квартиру, Анна осталась с мамой и папой и после учебы.
Любая попытка покинуть родителей, даже просто поехать в гости, встречалась в штыки. Однажды уже 25-летняя Аня поехала к знакомым за город, время было позднее, и она решила там заночевать. Несмотря на звонок родителям, на следующий день разразился скандал.
«Я очень рано задумывалась о том, чтобы жить отдельно. Как-то я получила стипендию и открыла счет в банке — начала готовиться к «побегу». Но побег не удался — уход дочери родители расценили как предательство, мама схватилась за сердце, и Аня быстро вернулась.
Чтобы вскоре, не выдержав, вновь уйти. Любые попытки заговорить о будущем и собственной семье пресекались: «Успеется». «Только когда мне исполнилось 30 лет, когда у меня начался кризис, мама узнала о моей личной жизни, а точнее, об ее отсутствии». Вариант секса с малознакомым мужчиной Аня не рассматривала — ждала большой и чистой любви. Как и многие другие одиночки, Аня искала любовь на сайте знакомств. Разглядывая мужские портреты, пыталась справиться с недоверием, восстановить пробел в общении. Однако жаждущие коротких встреч мужчины видели в ней чудаковатую инопланетянку со странными устремлениями и ценностями.
Последнее знакомство заставило девушку окончательно разочароваться в мужчинах. «40 лет, умный, образованный, он меня очень заинтересовал. Я удивилась, когда на встречу прискакал принц — с охапкой цветов и на дорогой машине». Встретившись с Аней еще пару раз, «принц» исчез. «Я очень переживала, потому что он мне понравился сам по себе, без этого антуража успешности». Зарегистрировавшись под другим именем, девушка выяснила, что у «принца» есть постоянная женщина в другом городе, а здесь он ищет легкую добычу для разовых встреч. Брать на себя обязательства «первопроходца» ему не хотелось.
«Я разочаровалась в мужчинах, я боюсь их и не доверяю. У меня не было хороших примеров перед глазами. Не было гармонии в семье, мужчины совершали гадкие, отвратительные поступки, это не могло не повлиять на мое отношение к ним.
На примере своей семьи я видела, что чем больше даешь тепла и заботы мужчине, тем больше он вытирает об тебя ноги. Подсознательно я искала мужчину старше себя, «мужчину-отца», потому что мне не хватало опоры и заботы. Сейчас я уже не строю планов на будущее, мне уже все равно…».
Максим Загоруйко, психотерапевт: «Такие женщины «запаздывают», так как за счет особенностей воспитания и неблагоприятного личного опыта у них формируются убеждения: «мужчинам нельзя доверять, они злые, я им не понравлюсь», «отношения с мужчинами ни к чему хорошему не приведут». Эти убеждения порождают страх, стыд, неполноценность, тревогу. Они побуждают женщину избегать мужчин. Естественно, что, избегая, невозможно научиться с ними общаться. Часто это усугубляется тем, что матери таких женщин, движимые собственными страхами, делают все, чтобы не допустить контактов дочери с «этими опасными самцами». Сам факт «я девственница» поначалу не очень мешает попыткам контактов с мужчинами. Но с возрастом это становится настоящим клеймом, указывающим на неполноценность его обладательницы. Нередко «женщины с проблемами» бросают все свои силы на обвинение родителей и застревают в этом стереотипе, ничего не делая для решения своих проблем в настоящем. Проблемы от этого только крепнут. Обвинение родителей может быть полезно как один из этапов решения проблем. Но застревание в этом стереотипе — это ловушка, которую сама женщина себе и устраивает. Необходимо признать наличие проблемы, взять на себя ответственность и стараться избегать избегания. Несмотря на то что страшно общаться с мужчинами — делать это. Известный психотерапевт Альберт Эллис познакомился с несколькими сотнями девушек, прежде чем справился со своим страхом перед женским полом».
Валерия Беленькая
Фото thinkstockphotos.com