Недвижимость «Цветные унитазы, обычно голубые, иметь было очень круто»

«Цветные унитазы, обычно голубые, иметь было очень круто»

Ковры, хрусталь в чехословацкой «стенке» и дикие потолки — новосибирцы назвали культовые вещи 80-х, 90-х и «нулевых», иметь которые в доме считалось шиком

В 80-е годы хозяйки обзаводились хрусталем для коричневых «стенок»

Этой осенью интернет захлестнула волна фотографий из 90-х — люди охотно вспоминали времена своей молодости, несмотря на то что те выдались непростыми. Со снимков смотрели новосибирцы в джинсах-варёнках, которые тогда хвастались: у кого дома видеомагнитофон, тот крутой. В интерьерах господствовали «стенки», заполненные хрусталем, доставшиеся по наследству из 80-х. Позднее в обиходе появилось слово «евроремонт», и в ход пошли натяжные потолки, арки и колонны. Корреспондент НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ вместе с дизайнерами интерьеров и обычными новосибирцами составила список культовых вещей разных эпох, иметь которые в доме было обязательным, чтобы считать — жизнь удалась.

1970–1980-е: «cтенка» с хрусталем

Чтобы перенестись в прошлое, машину времени иметь не обязательно. Достаточно начать искать квартиру для покупки или аренды, и тогда можно увидеть культовые когда-то ковры и коричневые стенки, теперь считающиеся уродством. В приличном доме в 70–80-е годы обязательно должен был быть ковер, желательно два — на стене и на полу. Некоторым даже казалось: если в доме нет ни одного ковра, в нем царит беспробудная нищета. В одинаковых «стенках» было положено выставлять хрусталь. «Тогда в моде был хрусталь, чешское стекло мы покупали в Москве с переплатой у спекулянтов. В спальне у нас была румынская мебель, — вспоминает Ольга Сафронова. —

"Стенка" была настолько дорогая, что ее никто не покупал, всего две в городе. Я зашла в магазин и обалдела! Мужу рассказала, и он решил посмотреть. Зарплата у него была очень хорошая, средний заработок 800–900 руб. Он был сборщиком-клепальщиком на Чкаловском заводе, и о нем писали в газетах как о передовике производства. Так у нас появился гарнитур, и на экскурсии стали приходить в гости соседи, и у них портилось настроение».

В 90-е в моду вошел «евроремонт» с его арками, нишами и криволинейными потолками

В основном «стенки» тогда у всех были одинакового коричневого цвета, в самих квартирах все было похожим, недаром это обыграли в популярном фильме «Ирония судьбы, или С легким паром». «Двери, обитые дерматином. Обязательный атрибут зала — "стенка" из ДСП производства Восточной Европы, такой же важный атрибут — "хрустальная" люстра, — перечисляет архитектор Андрей Буслаев приметы времени. — Импортная сантехника — цветные унитазы, обычно голубые, иметь было очень круто: "О, у них даже голубой унитаз!"».

Как добавил архитектор Евгений Белавин, культовой вещью был цветной телевизор и в большом почете находились домашние библиотеки, даже если хозяева книг не читали.

«У моего одноклассника дома была настоящая маленькая электромастерская, и я ему совершенно искренне завидовал, а он искренне восхищался стеллажами с 14 аквариумами и сотней разных рыбок у меня в комнате, — улыбается Евгений Белавин. — У нас в моде были увлечения и наполнение, с ними связанное, а не бутафория и мишура. Аквариумы, клетки с хомяками и канарейками, потолки, увешанные авиамоделями и ракетами. Именно это казалось разумным и естественным».

1990-е: «дичайшие потолки», арки и кожаная мебель

В конце «нулевых» в квартиры новосибирцев стала проникать ИКЕА

В эти годы наступил жуткий кризис, люди еще долго продолжали жить со старой мебелью. «Робко все было у большинства в 90-е и довольно наивно. Не до барства людям, когда на завтрак, обед и ужин жареная на маргарине перемороженная картошка или лапша с луком, — объясняет Евгений Белавин. — Затем нас, жаждущих перемен, стали учить мещанству. Вчерашний барыга и спекулянт вдруг понял, что стесняться ему не стоит, — именно он будет служить примером для подражания.

И воцарился хаос. К велюровым диванам, коврам, хрусталям и гарнитурам добавились видеодвойки и "грюндики" с "диагоналями" (телевизоры марки Grundig. — Е.Г.), малиновые пиджаки и прочие сомнительные атрибуты расточительства.

Часто какой-нибудь диван или телевизор, или люстра кочевали от соседа к соседу, от знакомых к знакомым, не то что не теряя, а, наоборот, прибавляя в цене. Этакая ярмарка тщеславия и зависти, помноженной на глупость».

На волне появления первого разнообразия в обиход вошло слово «евроремонт». По словам архитектора Буслаева, появились модульные потолки, стеновые панели и декоративные штукатурки, цветная покраска, встраиваемые точечные светильники, ламинат и керамогранит. «Характерные черты "евроремонта" — гипсокартонная резьба: кривые потолки, ниши на стенах, всевозможная перфорация и вообще дичайшая геометрия потолков и стен. Натяжные потолки всех возможных вырвиглазных цветов и фактур. Арки и колонны всех возможных пропорций, — рассказывает Андрей Буслаев. — Разделение всей мебели на две части — "классику" и "модерн". Кожаная (с придыханием) мебель. Кожаный диван и кожаная куртка — суперфетиш вплоть до конца 90-х (от кожаных пальто чекистов, которые были тогда супергероями масскульта)».

«Нулевые»: евроремонт теснит ИКЕА

В конце 90-х признаком зажиточности стало пластиковое окно. Массово доступными для новосибирцев такие окна оказались уже в «нулевых». Сами интерьеры стали разнообразнее. «Экономический ренессанс и новые надежды "нулевых" совпали с интернет-бумом и огромным потоком информации, рухнувшим на нас. Экспансия западной идеологии потребления продолжалась, а с ростом покупательной способности — и экспансия торговых сетей и производителей. В тираж шли стили и направления, материалы и фактуры, новинки и псевдоновинки», — описывает дизайнер Евгений Белавин.

Дизайнер интерьеров Елена Каплина говорит, что в середине «нулевых» волны из гипсокартона на потолке и арки все еще были пределом мечтаний для новосибирцев.

«Мы подготавливали реализацию этих безумных интерьеров. Тогда было все подряд. У нас были интерьеры, где на одной стене был камень, на другой — обои, где была полукруглая колонна в небольшой "однешке", фотопечать на стекле и 5 видов плитки в санузле. То есть все лучшее сразу, — вспоминает Елена Каплина. — Сейчас я работаю с людьми, которым были удобны эти ковры на стенах и мебельные лаковые стенки. Они хотят то же самое, только в современном исполнении. Это люди, которым нужно большое количество цветочных фактур, орнаментов. Когда должны быть шторы с рисунком, обои с рисунком, ковер с рисунком».

По мнению Елены Каплиной, это нормально для первого интерьера, такой период надо просто пережить, второй интерьер люди обычно делают лаконичнее и проще. Более минималистичные интерьеры с конца «нулевых» новосибирцам помогает делать ИКЕА. Войдя к нам в город, шведы прочно обосновались в квартирах, а на фотографиях друзей из дома в инстаграме можно легко узнать свой диван, шкаф или постельное белье.



Елена Гурьянова
Фото film.ru (1), предоставлено Еленой Каплиной (2), Анны Золотовой (3)
Видео youtube.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
220
Форумы
ТОП 5
Мнение
«С нелюбовью, Кемерово»: журналистка НГС провела пять часов у соседей в аэропорту — что ее разозлило и заставило жалеть о поездке
Настасья Медведева
Журналист
Мнение
«На капоте двойной окрас, на месте логотипа — шпатлевка»: сибирячка купила нового «китайца» в салоне — машина оказалась битой
Анонимное мнение
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Даже ностальгия перестала работать»: журналистка НГС посмотрела новогоднюю комедию о селебах — почему новый фильм ее расстроил
Алёна Золотухина
Журналист НГС
Рекомендуем
Знакомства
Объявления