Жители каждого российского города, вне зависимости от доходов, мечтают о комфортной среде. Зачастую люди из глубинки стремятся в мегаполисы не только ради больших зарплат, но и в поисках более удобного для проживания места. Что такое комфортная городская среда и кто должен ее создавать? Нужно ли использовать западный опыт и почему эстетически красивое место становится более безопасным? Об этом нашему сайту рассказала директор Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», руководитель комиссии по вопросам развития городских территорий при Общественном совете при Министерстве строительства и ЖКХ РФ Варвара Мельникова.
– Варвара Владимировна, сейчас российские мегаполисы трудно назвать удобными для проживания. Приведу самый простой пример. В советское время кварталы тех же хрущевок строились по определенному шаблону – в них предусматривались детские сады, школы, поликлиники, спортплощадки. Сейчас же новые дома, жилые комплексы сдаются тысячами и миллионами квадратных метров, но о социальной инфраструктуре, и уж тем более развлекательной (хотя бы скверах), застройщики задумываются редко. Вот и получается: люди живут в одном месте, а учатся, работают и отдыхают – в другом. Такая ситуация характерна только для российских городов, или на западе все это тоже можно увидеть?
– К мегаполисам в России относится только несколько городов, так как по определению мегаполис – это город с населением более одного миллиона человек. Все остальное – это города с точки зрения плотности и населения вполне удобные для проживания.
Например в Перми проживает около 991 000 человек, примерно столько же, сколько и в Неаполе или Стокгольме. И тот и другой город по рейтингам журнала Monocole входят в топ комфортных.
Живем в одном месте, а работаем в другом – эта проблема, наверное, не очень актуальна для Европы или Америки, потому что там население гораздо мобильней. Там совершенно по-другому развит рынок арендного жилья. У нас люди стремятся приобрести жилье и дальше жить там всю жизнь, они не переезжают за работой. Это важная особенность нашей с вами повседневности.
В отношении того, что эта ситуация характерна только для российских городов, хочется быть оптимистами. Помимо европейских старых городов, спроектированных еще в Средневековье, есть еще такие настоящие мегаполисы как Рио-де-Жанейро, Шанхай, Пекин. И у этих городов масса проблем. Мне кажется, что повсеместным является то, что центр в силу многих экономических, социальных, политических, бизнес-причин в любом городе всегда будет более развит и выглядеть будет привлекательней, чем окраины. Окраины Стокгольма, тем более Неаполя, покажутся вам тоже не очень приветливыми.
– Спальные районы – это хорошо или плохо для города и людей, в них живущих?
– Хорошо, когда вы можете дойти 10 минут пешком до своей работы, школы, аптеки или магазина. Хорошо, когда до ближайшего места, где вы можете погулять на свежем воздухе, будь то парк или сквер, – максимум 20 минут езды от вашего дома. Здорово, когда можно потратить 40 минут времени на то, чтобы съездить в театр или встретиться c друзьями. И плохо, когда вы встаете в воскресенье, и вам для того, чтобы все это сделать, нужно ехать через весь город. Потом, спальные районы строились изначально для других целей и проектировались как районы со всей необходимой социальной и деловой инфраструктурой.
– Если говорить о развитии современных российских городов в целом, то каким проблемам, на ваш взгляд, уделяется недостаточно внимания? И какие задачи сейчас должны в первую очередь решать градостроители?
– Все те же задачи, которые они решали 20 лет назад. Качество жилья: чтобы наше с вами жилье стоило нам дешевле, а было намного комфортней и выглядело гораздо красивее, чем оно есть сейчас. Чтобы наши с вами дворы были не задворками помойки, а комфортными гостиными, в которых встречаются бабушки, дедушки, дети, разные поколения. Конечно, хотелось бы увидеть больше новых школ с новым пространством и архитектурой, которая соответствует современным реалиям. Хотелось бы увидеть новые больницы, спроектированные с учетом современной медицины. В общем хотелось бы, чтобы элементы нашей с вами социальной инфраструктуры – вокзалы, больницы, школы – соответствовали 21 веку, в котором мы живем.
– Как решают в Европе проблемы бывших промышленных территорий? Стоит ли нам перенимать этот опыт реновации или в России для решения проблемы бывших заводов в городской черте нужен какой-то свой путь?
– Свой путь всегда есть. Но изобретать велосипед тоже, наверное, не стоит. Поэтому прежде чем браться за решение той или иной проблемы, всегда полезно ознакомиться с тем, как подобного рода проекты были сделаны где-то еще и не только с точки зрения историй успеха, но и ошибок, которые были совершены, чтобы избежать их повторения.
Взять, например, заброшенный порт в Осло, из которого в 2008 году решили сделать Fjord City: 13 районов в 225 Га с налаженным транспортным хабом, новым деловым центром, парками и музеями. Но благоустройство повседневности можно начать и с более простых шагов. До 2008 года район Ред-Хук в Южном Бруклине, Нью-Йорк, был одним из самых криминальных в городе. При поддержке Корпорации промышленного развития Юго-Западного Бруклина была реализована программа Avenue NYC. Благодаря ей магазины обзавелись новыми витринами и вывесками. Район стал благоприятней, сейчас там регулярно открываются фермерские рынки и проходят фестивали еды.
– Хочется увидеть ситуацию и с другой стороны. Меняются ли у горожан требования к качеству жизни? Что в данный момент подразумевает понятие «комфортная городская среда»?
– Комфортная городская среда – это возможность доступа к современной общественной инфраструктуре, качественным городским событиям и экологическим ресурсам города для всех его жителей и гостей, независимо от их экономического и социального статуса. Также это ключевой ресурс города в конкуренции с другими городами.
Мне кажется, что изменение определенных требований к качеству жизни в городе, конечно, есть. Это зависит от того, какие другие города являются соседями, насколько тот или иной город включен в международный контекст, каков уровень доходов в этом городе.
Как только, в соответствии с пирамидой Маслоу, ваши базовые потребности будут удовлетворены, вы захотите, чтобы были удовлетворены и ваши следующие потребности. Конечно же, качество жизни определяется качеством образования и здравоохранения, наличием качественного жилья и рабочего места. И тогда, когда эти вопросы в вашей жизни будут закрыты, встает вопрос о том, как должна быть сделана велосипедная дорожка, где гулять с детьми. Ведь хочется гулять с ними не в загаженном поле с деревянной горкой, которая вся в занозах, а на качественной детской площадке, где твоим детям будет не только безопасно, но и интересно.
– Молодежь обычно стремится из маленьких городов в крупные, но это связано, скорее, с карьерными возможностями. А жить в каком населенном пункте лучше – в маленьком или большом?
– Жить лучше всего в том месте, где тебе интересней всего.
– По каким параметрам можно определить «человеко-ориентированность» той или иной территории в городе?
– Вам комфортно и удобно на этой территории. Вы чувствуете, что все, что там сделано, сделано с заботой о вас. Кто-то подумал о том, где и как вы будете сидеть. Что вам должно быть удобно выкинуть бумажку в урну. Что вас окружают красивые пейзажи и ландшафты. Что вам удобно проводить время в этом месте со своими детьми. Что вам безопасно, в конце концов.
– А кто должен быть «идейным вдохновителем» преобразования городского пространства: активные горожане, муниципальные власти, специалисты федерального уровня?
– Мне кажется, что в наше время идеи могут исходить и со стороны активных горожан, и со стороны власти, и со стороны специалистов федерального уровня. Просто это очень сильно зависит от масштаба самой идеи. Если идея имеет под собой локальный масштаб – размер вашего двора или улицы – то, конечно, наиболее интересные, практичные и адекватные идеи исходят от людей, которые в этом пространстве живут. В то время как со стороны муниципальных властей могут исходить идеи более широкого масштаба. А федеральные власти могут создавать определенные программы, которые влияют на качество образования или здравоохранения.
– Насколько сейчас в России востребованы в муниципальных организациях специалисты в сфере урбанистики и градопланирования?
– Исходя из нашего опыта, эти люди очень востребованы. Другой вопрос, что реально интересных проектов нашей стране, конечно же, не хватает.
– Ну, и напоследок. Есть известная история с нью-йоркским метро, где снижали уровень преступности, отмывая вагоны от граффити. Может ли аналогично комфортная городская среда повлиять на самосознание и уровень культуры горожан?
– Есть также пример разбитых окон. Теория о том, что разбитые окна повышают уровень преступности, а целые – снижают. Когда парк , вокзал, автобусная остановка или ваш собственный двор сделаны с комфортом, заботой и с учетом определенных эстетических стандартов, то это, конечно же, меняет ваше отношение к этому пространству и отношения между людьми. Как сказал один из современных российских поэтов, «эстетика – это вообще лучшее украшение функциональности».