Вспышки вирусных инфекций: вирус Эбола, птичьего и свиного гриппа, атипичной пневмонии, covid-19 — это не просто случайность. В XXI веке бушевало немало вирусов. О том, с какой неожиданной причиной это может быть связано, рассказывает доктор биологических наук Анна Ивановна Калмыкова — научный консультант компании «Био-Веста», производителя живых жидких пробиотиков «Биовестин».
— Анна Ивановна, за последний год появились десятки теорий о происхождении covid-19. Каково ваше мнение на этот счет?
— Некоторые отстаивают искусственное происхождение вируса. Я не могу сказать, что это не так — всегда может появиться умелец, который так хорошо склеит концы генов, что мы не сможем увидеть этой сшивки. Но больше я склоняюсь к другой версии происхождения новой коронавирусной инфекции.
Я не оракул и не хочу им быть, но предполагаю, что в дальнейшем мы столкнемся с еще более серьезными проблемами. Почему? Да потому что мы с вами, ныне живущие на земле, своими руками разрушили равновесие окружающего нас микромира.
Разрушили, не понимая, насколько все в жизни взаимосвязано: посмотрите на интересное исследование ВОЗ о том, как связана вырубка деревьев в Африке с эпидемией Эболы. После того как вырубили более 80% лесного покрова, места обитания потенциально инфицированных диких животных приблизились к населенным пунктам. Исследователи предполагают, что первым зараженным стал маленький мальчик из маленькой гвинейской деревушки. Он любил играть во дворе дома вблизи дерева, которое облюбовали летучие мыши, изгнанные с насиженных мест. Он стал первым зараженным вирусом Эболы в Западной Африке. Вирус унес его жизнь, затем скончались его близкие, при похоронах бабушки мальчика заразились жители соседней деревни и эпидемия приобрела серьезные масштабы. Вдумавшись, можно поразиться тому, насколько важно заботиться о равновесии любых макро- и микросистем, вмешательство в которые выходит человечеству боком.
— Расскажите, что входит в этот микромир?
— Мы сегодня говорим только о микробах. Среди них есть три группы. Первая — это вирусы. Они самые мелкие, находятся они между живой и неживой субстанцией. Живые — потому что могут размножаться. Неживые — потому что могут размножаться только в живой клетке.
Далее по организации строения клетки идут бактерии — наиболее многочисленная группа микроорганизмов, с которыми, как считает человек, мы научились бороться с помощью антибактериальных средств.
И самые организованные, строение клетки которых приближено к таковой у человека, это грибы: дрожжи, пенициллы и многие другие.
Когда вы видите зеленый хлеб — это и есть грибы. Помним: мы сегодня в состоянии убить только одну группу микробов — бактерии, так как ни на вирусы, ни на грибы антибиотики не действуют.
— А что не так с антибиотиками?
— Антибиотики стали обыденностью не только в медицине. Сегодня они используются в ветеринарии, в растениеводстве, в приготовлении продуктов питания. Если не антибиотики, то консерванты. Вы задумывались, зачем их используют животноводы? А затем, чтобы нарушить равновесие микробов в организме животных, и тогда последние начнут быстрее и больше набирать вес. Ничего не напоминает? Не возникает параллель с увеличением склонности людей к ожирению?
В продуктах питания антибиотики используют для увеличения срока годности. И не только молока, колбас и тортиков. Сегодня антибиотики и консерванты можно найти в тостовом хлебе, в мёде, в печенье, конфетах и т. д. Подумайте, почему продукты с антибиотиками дольше хранятся? Потому что подобные вещества убивают бактерии, а это основная причина порчи продуктов.
— То есть не всегда стоит бороться с «микробными монстрами»?
— Телемир пестрит рекламой о монстрах, живущих в унитазах, на зубных щетках и вылезающих из-под кровати ребенка. И мы бежим и покупаем антибактериальные средства для мытья пола, унитаза, раковины, посуды, антибактериальное мыло и зубную пасту. И мы продолжаем убивать бактерии! Или нам кажется, что мы убиваем все бактерии.
Но давайте посмотрим правде в глаза: во-первых, в наших квартирах существенно меньше «микробных монстров», чем в рекламных роликах. В основном в квартирах содержатся те же микробы, которые есть и у нас в организме. И если мы не болеем, то откуда же монстры-то пришли? А во вторых, если вдруг болезнетворные микроорганизмы каким-то образом появились на зубах, например, то регулярное использование антибактериальной зубной пасты приводит не к гибели таких бактерий, а к развитию у них резистентности — нечувствительности к данному средству. Это еще одна глобальная проблема использования антибиотиков в животноводстве и перерабатывающей промышленности: формирование резистентных форм бактерий. Чем дальше-то лечиться будем, когда вокруг нас будут сплошь резистентные формы возбудителей болезней?
Результаты этой чрезмерной борьбы за стерильность, использования антибиотиков в перерабатывающей промышленности уже видны — сегодня более 90% населения имеет нарушенный микробиоценоз, по-простому — дисбактериоз. При нарушении баланса микроорганизмов в кишечнике человека и других локусах серьезно нарушается функции нашей микрофлоры. А это негативно влияет в первую очередь на состояние иммунитета человека, снижая его способность противостоять бактериальным и вирусным инфекциям.
Хоть кто-нибудь подумал, что придет на место бактерий? Свято место пусто не бывает. На место бактерий придут вирусы и грибы. И если средства для уничтожения бактерий мы уже имеем — антибиотики, то лечить вирусные и грибковые инфекции у нас нечем.
— Получается, новая коронавирусная инфекция появилась на месте бактерий?
— Что covid-19 появился именно в Китае, меня сегодня не удивляет. Прекрасная страна, труженики-жители и хорошо развитая наука — с этим невозможно поспорить. Но тот, кто был в Китае, наверняка обратил внимание на их грязные, постоянно «цветущие» реки, поскольку в них стекает огромное количество удобрений, на хранящиеся без холодильника «колбасы», так как в них огромное количество консервантов. Причина этого мне понятна — людей много, их нужно кормить.
А вот вирусам непонятно! У них освободилось место: бактерий нет, плодись сколько хочешь! Вот они и начали расти, но встретились с непонятными химическими соединениями в виде консервантов или антисептиков. Все в мире хочет жить. Даже если для этого нужно что-то поменять в образе жизни или в геноме — да пожалуйста! Вот так мы и получили агрессивный, высоковирулентный штамм. И он упал на очень благодатную почву — на дисбиотические нарушения у человека и сниженный иммунитет!
— Интересная мысль.
— Вы скажете, что моя теория не имеет оснований? Что наше окружение не может так быстро меняться? А когда люди болеют бактериальной ангиной два месяца вместо двух недель, поскольку «ее ничто не берет»: полирезистентный возбудитель? А десятилетний пробег по миру резистентной к современным антимикотикам Candida auris?
Да и я не единственная, кто принимает этот вирус как следствие неразумной деятельности человека. Вирусолог Ши Чжэнли, впервые выставившая диагноз новой коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV, в своем заявлении сказала: новый коронавирус 2019 года — это природа, наказывающая человеческую расу за сохранение нецивилизованных жизненных привычек.
Да вот пример того, что мы в погоне за лучшим не прогнозируем последствий. В попытках предотвратить порчу кукурузных початков при выращивании, когда под воздействием грибков они чернеют, поля с этим растением обрабатывали наночастичками серебра. Вроде бы безвредное средство, при этом убивает всех микробов: и вирусы, и бактерии, и грибы, в том числе те, которые вызывают грибковую гниль в лаборатории. А на полях попытки обработать серебром кукурузу привели к усилению роста грибов, от которых мечтали избавиться, в 2–8 раз! Почему? Да потому что в первую очередь погибли бактерии, дав свободу росту грибов — возбудителей гнили!
Так что не нужно искать конкретного виновника в том, что вырос вирус–монстр. Мы предоставили ему возможность активно размножаться, не встречая сопротивления, а встреченные им химические соединения заставили его измениться в попытках выжить. А получили то, что получили, забывая про микробиом как внутренний, так и окружающей среды.
— Анна Ивановна, и что вы предлагаете предпринять?
Может, пора нам уже начинать менять свои имперские привычки бездумно относится к окружающему нас миру? И если на глобальном уровне это задача государственных деятелей, то каждый из нас может поддержать свой собственный микромир. А именно — нашу микрофлору, которая, как показывают исследования, может как снижать риск развития и тяжесть течения ковидной инфекции, так и утяжелять ее течение.
Между прочим, когда восстанавливается здоровая микрофлора в слизистой кишечника, она оздоравливает иммунную защиту не только в своем локусе, но и в отдаленных местах: и в ротовой полости, и в легких. И наоборот, нарушение микрофлоры в одном месте ведет к снижению иммунной защиты во всех других.