Новосибирская область лидирует среди субъектов Сибирского федерального округа по количеству корпоративных программ охраны здоровья. На сегодняшний день в области действуют свыше 500 таких программ, рассказала на форуме Технопром-2024 в Новосибирске главный специалист-профпатолог Сибирского федерального округа, профессор Елена Потеряева. Эти программы включают диспансеризацию сотрудников, проведение скрининга, индивидуальный подбор мер, направленных на организацию здорового питания, повышение физической активности, отказ от табакокурения и поддержку психологического благополучия.
Наличие большого числа корпоративных программ, безусловно, способствует мерам государственной поддержки здравоохранения и достижению показателей национальных проектов, но их общая эффективность напрямую зависит от ответственной позиции граждан в отношении собственного здоровья, отмечают эксперты Технопрома.
К сожалению, исследования, основанные на данных Росстата, показывают значительное сокращение числа приверженцев здорового образа жизни (ЗОЖ) в Новосибирской области. В прошлом году этот показатель сократился на 36,4%, и область вошла в список регионов России с наименьшей долей сторонников ЗОЖ.
— Существует закон «Об основах здоровья граждан» и статья 27 Конституции, которая гласит, что гражданин обязан заботиться о состоянии своего здоровья. Но на сегодняшний день нет механизма реализации этой статьи, — отмечает директор Регионального центра медицинской профилактики Новосибирской области Марина Фомичева.
По ее мнению, в этой ситуации часть ответственности за здоровье сотрудников должен взять на себя работодатель.
— Корпоративные программы — это добровольное мероприятие. И наша задача — вместе с органами власти и профессиональным сообществом побуждать работодателей к внедрению этих практик, — утверждает Марина Фомичева.
Вместе с тем борьба за здоровый образ жизни должна быть основана на методах, имеющих научное обоснование и, главное, решающих реалистичные задачи.
— Полное соблюдение принципов ЗОЖ не всегда возможно, но поведенческие риски поддаются уменьшению, и большую роль в этом процессе может сыграть работодатель, — считает член Ассоциации медицинских специалистов по модификации рисков Сергей Репешов.
Такой подход предполагает умное управление рисками, учитывающее реальные возможности людей по модификации образа жизни, основанное не только на запретах, но и на предоставлении возможных альтернатив, считают эксперты.
— Есть курильщики с высокой степенью зависимости, не мотивированные на отказ. Для них допустим переход на продукты с пониженным риском, в которых отсутствует процесс горения, — говорит Сергей Репешов.
Вместо дорогостоящих спортивных программ, недоступных малым и средним предприятиям, возможно установить практику регулярной гимнастики на рабочем месте:
— Поначалу люди стесняются. Но когда проходит месяц, они втягиваются и уже не представляют свою жизнь без этого, — продолжает эксперт.
Корпоративные программы укрепления здоровья должны быть поддержаны государством. Ключевым шагом должна стать интеграция рискориентированного подхода к модификации основных поведенческих рисков в национальные клинические рекомендации, отмечает главный внештатный специалист-ревматолог Министерства здравоохранения Новосибирской области Максим Королев. Такой подход предполагает не просто пропаганду ЗОЖ, но и рациональную минимизацию факторов риска там, где это реально возможно, с помощью научно обоснованных практик. Это включает снижение добавленной соли в пище, умеренные физические нагрузки (в том числе на рабочем месте), постепенный отказ от курения. У каждого человека свой набор приоритетных факторов риска, который должен учитываться при обращении к врачу.
Эксперты призвали к внесению изменений в протоколы лечения, профилактики, которые могли бы дать все необходимые инструменты для модификации рисков и устранения угроз хронических заболеваний.
— Сейчас у нас есть «квартет возможностей» — совместное участие 4 сторон: государства, врачебного сообщества, граждан и бизнеса, что создает условия, позволяющие нам успешно модифицировать риски хронических заболеваний и достигать важнейших индикаторов национальных проектов, а именно снижения смертности и повышения продолжительности жизни, — подчеркнул Максим Королев.