Сейчас трудно представить Новосибирск без гидроэлектростанции, Советского района и Обского моря. А ведь еще 70 лет назад на месте микрорайона ОбьГЭС было поле и деревни. Как для строительства ГЭС подбирали место, почему из одиннадцати вариантов выбрали именно этот и кто строил станцию в сорокоградусные морозы, читайте в материале.
Как война вынудила построить ГЭС
Первая идея построить ГЭС в Новосибирске — тогда еще Новониколаевске — появилась в 1912 году. Горожанин Иван Семенов написал такое предложение в городскую управу. Правда, на огромную Обь он не замахивался, а рассматривал варианты рек Ини и Каменки. Городские власти проектом заинтересовались и даже начали расчеты, но помешала Первая мировая война.
Вторая волна интереса к строительству ГЭС пришлась на 1932–1937 годы. Из двух вариантов: сооружение двухступенчатого каскада из Каменской (мощностью 600 МВт) и Новосибирской (440 МВт) гидроэлектростанций или одной Новосибирской ГЭС с такой суммарной мощностью — выбрали одноступенчатую схему. Но когда подошло время проектирования, началась Великая Отечественная война, и стало не до строительства.
Однако в годы войны Новосибирск принял больше 50 промышленных предприятий из-за Урала — можно представить, насколько увеличилась потребность в электроэнергии, притом что мощности остались на довоенном уровне. Дефицит энергии был таким огромным, что в 1942 году горисполком запретил горожанам использовать электрические плиты и другие бытовые приборы, а норма освещения была установлена такая: лампочка 16 Вт на помещение до 15 квадратных метров. Сейчас такие слабые лампочки вряд ли кто-то будет использовать даже в кладовке. А в селах в это время об электричестве даже не мечтали.
В центре или за городом: как искали локацию
Чтобы выбрать, где разместить Новосибирскую ГЭС, специалисты изучили больше 20 километров Оби, от старого моста в черте города до села Нижние Чёмы. Было намечено одиннадцать мест возможного строительства.
Очень привлекательной казалась идея построить электростанцию почти в центре города напротив деревни Бугры (где сейчас находится Бугринский мост). Во-первых, это самое узкое место Оби — всего два-три километра, при этом большой напор воды позволял запустить мощную станцию. Во-вторых, можно было бы создать замечательное место отдыха с красивой набережной, причалами, лодками и катамаранами. Правда, для этого пришлось бы затопить множество жилых кварталов, железнодорожный мост, промышленные предприятия, железнодорожную линию Новосибирск — Барнаул и саму деревню Бугры. Да и вся территория, где могла бы разместиться ГЭС, уже была застроена.
Так что государственная комиссия выбрала под будущую гидроэлектростанцию деревню Нижние Чёмы в 18 километрах от города. В 1945 году началось проектирование, а в 1950 году Совет министров СССР подписал приказ о строительстве.
Сюда приезжали со всей страны — не пугали даже 40-градусные морозы
В апреле 1950 года на месте деревни в 132 двора, которая входила в колхоз им. Маленкова, начались первые подготовительные работы для дальнейшего сооружения «сибирского ДнепроГЭСа» проектной мощностью 400 МВт.
— Когда я приехал работать на Новосибирскую ГЭС, ее еще не было, одно название, чистое место. Там построили маленький вокзальчик, проложили железную дорогу от станции Чемской и стали завозить грузы. В начале надо было создать базу: построить жилье для строителей, автобазу, склады, железобетонный завод, лесокомбинат, — рассказывал Юрий Абраменко, работавший на строительстве инженером гидромонтажа, а в 1974 году он стал директором Новосибирской ГЭС.
Там, где должна была вырасти ГЭС, ширина реки была около 850 метров. Нужно было подготовить ложе будущего моря и построить здание станции, плотину, земляную дамбу и судоходный канал. Работа на всех площадках началась одновременно.
На стройке не использовали труд заключенных, для того времени это было уникально. Рабочие были только вольнонаемные. Чтобы выдержать бешеные темпы, стройку объявили всесоюзной, со всех концов страны сюда съехались комсомольцы, демобилизованные военные и инженеры — выпускники вузов. Трудности только подстегивали: первые работники жили в землянках, времянках и даже палатках, подселялись в дома жителей Нижних Чём, Огурцова, Верхних Чём и Тюменкина. В пиковый 1956 год здесь трудились четыре тысячи человек.
Александр Михайлов прибыл на Новосибирскую ГЭС сразу после института по распределению в 1963 году, он вспоминает:
— На инженерных должностях в то время в основном были выпускники Московского энергетического института, Ивановского энергетического института, Томского политехнического института. Позже стал превалировать контингент, окончивший НЭТИ. Я приехал в последней группе выпускников МЭИ. Численность персонала на ГЭС всегда была небольшая, особенно технического, подбор был сложным. Работать на ГЭС было престижно, и текучка всегда была очень небольшой.
Глыбы в пять тонн уносило, как пушинку
Строительство Новосибирской ГЭС стало настоящим вызовом для инженеров, ведь тогда еще не было опыта сооружения крупных гидроузлов в суровых климатических условиях Сибири. Но самым драматичным моментом стало перекрытие последнего прорана шириной 150 метров. Запланировали сделать это в период самой низкой воды — в начале сентября, но судоходный канал нужен был для поставок зерна с целины, поэтому перекрытие реки сдвинули на конец октября 1956 года.
С двух берегов поставили два моста: ряжевый и наплавной, а между ними планировали отсыпать остров, установить сквозное движение и преградить путь реке. Но природа смешала планы: ветер и вода снесли понтонный мост. После аварии решили отсыпать перемычку старейшим пионерным способом с двух берегов навстречу друг другу. Этот метод впервые применялся на такой крупной реке.
— Скорость течения была огромной, и когда в воду сыпали камни весом 3–5 тонн, их тут же уносило как пушинку. Стали ломать голову, как быть. Один из строителей внес рацпредложение: скрепить по 8–10 бетонных камней стальными тросами. Тогда течению не хватало силы их снести, и только так удалось перекрыть Обь, — рассказал ветеран ГЭС, главный инженер станции Виктор Смирнов.
Очевидцы вспоминают, что температура воздуха той осенью упала до -40 °С, и было критически важно перекрыть реку максимально быстро. Перекрытие длилось 11 дней, и наконец, 5 ноября 1956 года после полуночи строители соединили берега, и река пошла через «гребенку» водосливной плотины.
Как запускали генераторы под открытым небом, чтобы дать городу энергию
Всего год потребовался энергетикам, чтобы запустить первый гидроагрегат. Это случилось 10 ноября 1957 года — дата стала днем рождения Новосибирской ГЭС.
— Энергии городу не хватало, поэтому все делали по ускоренному варианту. Станция начала работать, когда еще не было завершено здание машинного зала: первый, второй и третий агрегаты работали под шатром, чтобы не залило дождем. Был только скелет здания: кое-где стены, а крыши не было, — рассказал Алексей Бурматов, проработавший на Новосибирской ГЭС почти 40 лет от должности начальника смены до заместителя главного инженера.
За полтора года запустили все семь гидрогенераторов станции — в марте 1959 года ГЭС уже работала на полную мощность. Сложно представить, как тяжело пришлось сотрудникам, ведь нужно было одновременно достраивать гидроэлектростанцию, устранять неполадки первых очередей и выдавать электричество городу. За период временной эксплуатации станция выработала более 5 млрд кВт⋅ч электроэнергии.
— Чтобы госкомиссия приняла ГЭС, кроме станции и шлюзов должны были построить жилой фонд и всю инфраструктуру. На это ушли следующие два года. НовосибирскГЭСстрой возводил дома не только для работников ГЭС, но и для жителей поселка. Если сначала были бараки, то потом построили добротные кирпичные двух-, трехэтажные дома с удобствами. Это улица Приморская в первую очередь. Также возвели больницу, поликлинику, завод опор и свай, бетонный завод, дороги. Клуб «Приморский» запустили чуть ли не на год раньше, чем первый агрегат, — впереди была культура, — поделился Алексей Бурматов.
12 августа 1961 года государственная комиссия приняла гидроузел в постоянную эксплуатацию. Станция заработала на полную проектную мощность, и уже в 1966 году окупились затраты на ее строительство. Общая стоимость работ по возведению гидроузла, включая строительство жилья и подготовку ложа водохранилища, составила 149,5 млн рублей в ценах 1961 года.
Море, заводы и почти две тысячи квартир: что ГЭС подарила Новосибирску
Мощность построенной ГЭС была 400 МВт, она состояла из семи агрегатов по 57 МВт. Оборудование было настолько современным, что модернизация потребовалась лишь в начале 90-х – установленные в 1957–1959 годах гидрогенераторы заменили в 1992–1998 годах.
Строительство Новосибирской ГЭС подтолкнуло развитие города и области. Параллельно шло заполнение водохранилища: в 1957 году до отметки 106 метров, в 1958 году — до отметки 110 метров, и в мае 1959 года — до проектной 113,5 метра. Объем воды составил почти 9 млрд кубометров. Так в Сибири появилось первое крупное водохранилище, которое в народе назвали Обским морем. Оно стало любимым местом отдыха новосибирцев, на берегу построили санатории, пансионаты, базы и дома отдыха, оздоровительные детские лагеря.
Вспомогательные предприятия, жилье и инфраструктура, созданные для строительства гидроэлектростанции, стали основой промышленной зоны левобережной части Советского района. Это бетонные заводы, лесокомбинат, железнодорожное и автохозяйство, ремонтно-механический и кирпичный заводы.
НовосибирскГЭСстрой передал на баланс города почти 100 тысяч квадратных метров благоустроенного жилья, 75 километров железнодорожных и 60 километров шоссейных дорог, более 120 километров ЛЭП и четыре энергетические подстанции. Сейчас в левобережной части Советского района проживает более 34 тысяч человек.