2ГИС научился показывать вход не только в нужный магазин, но и в нужный подъезд: с 28 мая достаточно ввести в поиск адрес и номер квартиры, чтобы узнать, с какого угла надо к дому подойти. Попутно собиравшие информацию пешие специалисты компании вычислили самый длинный в городе дом — им оказалась «панелька» на улице Комсомольской, 4 в Северо-Чемском жилмассиве. В удивительном доме есть квартира № 0, а на первом этаже разместилось всё что можно — от аптеки до ритуальных услуг. Подробнее — в материале НГС.
В открытых базах данных указано, что дом на улице Комсомольская, 4 построили в 1988 году, но местные жители говорят, что закончили строить его только к концу 1989 года. Всего здесь 22 подъезда и 871 квартира. Если попробовать измерить длину дома-скобки виртуальной линейкой, получится примерно полкилометра — дом всего чуть-чуть не дотянет до того, чтобы «обнять» весь жилмассив с двух сторон.
О том, что их дом — городской рекордсмен, местные жители знают.
— Говорили «китайская стена» — это третий дом (дом на улице Комсомольская, 3 тоже попал в рейтинг самых длинных: он делит второе место с домом на Плахотного, 74 и Курчатова, 3. — Л.П.). Фиг! Там 16 подъездов. А наш бы вот так раз! Весь Чемской бы огородили, и всё. И было бы нормально, — считает старожил дома Ольга Николаевна Филипповская.
Ольга Николаевна живёт в 3-м подъезде с момента его заселения. Строили дом поэтапно, вспоминает она: сначала заселили первые 3 подъезда, потом 4-й, потом 5-й и 6-й, и так далее.
— [Когда] мы заехали, за первой аркой всего несколько этажей было построено, а за второй даже сваи не забиты были. Под аркой ещё всё перекопано было, мы лазили по грудам, — рассказала она.
— В резиновых сапогах проберусь, на «Студенческой» тогда работала, приезжаю — ё-моё! Все люди как люди, в туфельках, а я в сапогах, — со смехом подтверждает её соседка Татьяна.
В дом переезжали со всего города, но в первой его части селили жителей деревянных бараков из «Телецентра», с улицы Тульской и из Калининского района и тех, кто жил в частном секторе, на месте которого выстроили Северо-Чемской жилмассив. В последних трёх подъездах, которые единственные выходят не во двор, а на улицу, к торговому центру «Магеллан», служебное жильё предоставляли военнослужащим, рассказал житель одного из них Владислав Алексеевич Мамонов — среди его соседей много сослуживцев.
Всего в доме живёт больше 2 тысяч человек. Татьяна вспомнила, что, когда её дочь пошла в новую школу, которую построили за соседним домом, в параллели было 11 первых классов — и почти все дети жили в одном их доме. Сейчас Комсомольская, 4 — это один избирательный участок. По данным ЦИК, по этому адресу зарегистрировано 1799 избирателей. Участковый врач занимается исключительно жителями одного их дома на протяжении последних лет 25, заверила Ольга Николаевна.
Дом фактически реализует мечту советских архитекторов: он почти полностью обеспечен всей инфраструктурой, разве что ресторан здесь ещё не открыли. Хотя изначально никаких магазинов или офисов в нём предусмотрено не было (не считая пристройки, где долгое время была библиотека, а сейчас работает «Ярче!»), сегодня в нём работает 27 организаций. Несколько аптек, пара агентств недвижимости и салонов красоты, стоматологическая клиника, множество самых разных магазинов — здесь есть, в общем-то, всё. Вплоть до ритуальной службы.
22 лифта в доме обслуживаются на месте: в первом подъезде есть квартира № 0 — в ней обустроена лифтёрная и лифтёры дежурят круглосуточно. На входе в каждый подъезд и на первых этажах установлены камеры, но кто за ними следит, местные жители точно не знают.
Решить какой-то связанный с территорией или управлением домом вопрос невозможно, говорит Ольга Филипповская: всем домом жители никогда не собирались, только по частям — по несколько подъездов. А потом собственное собрание проводили уже старшие по подъездам. Процесс принятия решения получается затянутым. Это, возможно, одна из причин, почему в доме не образуется ТСЖ: многие жители просто не хотят этим заниматься.
Один из подъездов Комсомольской, 4 — третий — в 2011 и 2012 году признавали лучшим в городе. Ольга Николаевна пожаловалась, что хотела пойти на конкурс и в 2013-м, но не взяли — не положено: у подъездов оказалось столько же сроков подряд, сколько у президента. А через какое-то время всё убранство — занавески на окнах, цветы на подоконниках, декоративные фигурки — растащили.
Сегодня в доме на продажу выставлено 22 варианта жилья. Комнату можно купить за 450 тысяч рублей, цены на квартиры варьируются от 1,9 млн рублей за «двушку» площадью 43,3 кв. м до 3,55 млн — за 3-комнатную в 62 квадрата.
Планировки здесь типовые, но варьируются, рассказала Ольга Филипповская: например, в их подъезде по одной стороне до 5-го этажа расположены «двушки», а на 6-м и выше — «трёшки», напротив — «двушки», а в соседнем подъезде, за стенкой, — 4-комнатные.
В аренде, на удивление, не нашлось ни одного варианта, но арендаторов тут много, говорят местные жители, большая часть — приезжие из стран СНГ, многие из которых торгуют на рынках.
До дома можно добраться от одной из двух остановок: «Комсомольская» или «Северо-Чемской жилмассив». Выходишь из дома, доходишь до противоположного угла — «Новая остановка, здрасьте», шутят местные.
Проблем у дома много было всегда, говорит Ольга Николаевна, которая несколько лет была старшей по дому. Некоторые из них от жителей дома не зависят никак. Например, когда в начале 1990-х достроили кооперативные дома, которые включены в «скобку» Комсомольской, 4, в закрытом дворе стало очень шумно — не из-за количества людей, а из-за получившейся акустики.
— Здесь как колодец. Представляете, где [железнодорожный] мост? Поезда идут, ночью здесь — тух-тух, тух-тух, — посетовала Филипповская. — Но лучше поезда, чем то, что тут творится во дворе. Молодёжь вся собирается на лавках. Я согласна, что молодёжь, но не всю же ночь. <…> Подойдёшь говорить — а бесполезно: туда пошлют, откуда ты никогда не вернёшься.
Внутри «скобки» — четыре уютных зелёных двора, в одном из них есть несколько уличных тренажёров, но вообще подросткам во дворах заняться особо нечем, поэтому они собираются на новой площадке у школы. Зато между домами нашёлся ларёк.
Мест для парковки во дворах не хватает катастрофически, и машины постепенно отвоёвывают газоны: планируют заасфальтировать часть палисадников перед подъездами, например, а прямо сейчас строят паркинг за домом на Комсомольской, 14. Председатель местного ТСЖ Татьяна Кунсайтес говорит, что раньше под домом был «изгваздан» весь газон, поэтому парковку решили сделать цивилизованной, а прилегающую территорию — благоустроить.
По плану здесь организуют доступный для всех 6-метровый песочный бассейн и зону отдыха с лавочками и живой изгородью — для последней уже закупили 500 саженцев. Правда, получат местные жители всё это нескоро — денег у ТСЖ катастрофически не хватает.
Архитектор Игорь Поповский говорит, что длинные дома — в народе их действительно называли «китайскими стенами» — были довольно частым явлением в России.
— И кирпичные были, и панельные «китайские стены». В Москве самый длинный дом, дом-корабль — «Дом атомщиков» [на Тульской]. Очень модный был, — вспоминает он.
По словам архитектора, тренд был основан, с одной стороны, на волне модернизма и тяги ко всему «гигантскому», с другой стороны — на возвращении к созданию средовой, квартальной архитектуры, когда дома вновь стали строить вдоль улиц. При этом кварталы укрупняли, как в 1920-х.
— Такой квартал как Вокзальная — Челюскинцев — Нарымская — проспект Димитрова — гигантский квартал, внутри которого улица Сибирская считалась не улицей, а внутриквартальным проездом, — поясняет Поповский. — Точно так же был сделан Челюскинский жилмассив: улица 1905 года была внутриквартальным проездом. На них выходили школы и прочее. А вокруг был тренд выстраивать «китайские стены», длинные дома.
Пик популярности строительства таких домов пришёлся на 1980-е, но вполне вероятно, что современные застройщики вернутся к возведению сибирских «стен». Один из длинных домов уже несколько лет на Стартовой, 1 строит группа «Первый строительный фонд». Пока же он бьёт рекорды по числу квартир: их в недостроенной новостройке уже 1194.
Читайте также:
В Новосибирске нашлась самая короткая улица в стране — когда-то по ней гуляли с гармошкой, а теперь она теряет дома.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, где мы не только выкладываем новости самыми первыми, но еще по-доброму хулиганим.
Лиза Пичугина
Фото Александра Ощепкова