Пикет проходит накануне заключения концессионного соглашения на строительство моста
Днём 6 декабря в сквере Крячкова около здания правительства Новосибирской области несколько десятков новосибирцев вышли на пикет против четвёртого моста — сегодня областные власти планируют подписать концессионное соглашение о его строительстве.
По оценке корреспондента НГС.НОВОСТИ, на акцию вышли около 60 человек.
«Я считаю, абсолютно безнравственна сама идея — с граждан взимать плату за проезд по мосту. У меня внуку год — он только пошёл, и ещё он будет платить по этим обязательствам. Меня это абсолютно не устраивает», — высказался новосибирский общественник Олег Викторович.
«На текущий момент проект концессионного соглашения, который должен подписаться сегодня, до сих пор не представлен не только общественности, но, в частности, и мне как депутату городского совета. Другим депутатам городского совета, с кем я общался, его тоже не представили. Таким образом, о какой поддержке проекта, которого мы в глаза не видели, можно говорить, я не понимаю, — рассуждает депутат городского совета Александр Бурмистров. — Очень важный момент — это 47 миллиардов рублей минимального гарантированного дохода, которые по этому соглашению (исходя из презентационных материалов, которые мы получили) правительство Новосибирской области, областной бюджет должны предоставить концессионеру в случае, если не будет сборов с автомобилистов. А совершенно очевидно, что сборов этих не будет».
Как уточнил депутат, региональные власти рассчитывают потратить на строительство моста федеральный грант на 26 млрд рублей и ещё 4 млрд рублей из областного бюджета 2018–2019 годов. При этом сметная стоимость строительно-монтажных работ, по разным оценкам, достигает 34–35 млрд рублей.
«Иными словами на этот проект — непосредственно на строительно-монтажные работы — не хватает всего 4–5 млрд рублей. И очень хитрым образом они вырастают в обязательства в 47 млрд рублей. Это, с моей точки зрения, кабала, абсурд и просто безумие <...> Но если область нашла по 2 миллиарда в бюджете 2018 и 2019 годов, то она в состоянии найти по 2 миллиарда в бюджете 2020 и 2021–22 годов. При этих условиях потребность в концессионере отпадёт», — заключил Александр Бурмистров.
Депутат горсовета добавил, что договор концессии можно и сохранить, но при этом существенно сократить вложения концессионера и обязательства властей перед ним.
«Не нужно быть экспертом, чтобы понимать, что [строительство четвёртого моста] это афера, для меня это очевидно. Не нужно быть экономистом, чтобы понимать: частно-государственное партнёрство в наших реалиях — это всегда воровство и коррупция», — заявил ещё один участник пикета Роберт Исаев.
«Я хочу привлечь внимание к другому вопросу: у нас на левом берегу находится исторический памятник — село Кривощёково, колыбель нашего города. Этому селу больше 300 лет, там до сих пор есть остатки Никольской церкви. И, понимаете, мост пересекает этот археологический памятник пополам, левобережная эстакада моста его раздавливает. Если мы не спасём нашу колыбель — грош нам цена. Здесь сердце Новосибирска, его родильное отделение», — рассуждает краевед Константин Голодяев.
Накануне вопрос строительства моста вызвал полемику между врио губернатора Новосибирской области Андреем Травниковым и мэром Новосибирска Анатолием Локтем. Глава города заявил, что средства бюджета лучше потратить не на новый мост, а на строительство метро и достройку развязок к Бугринскому мосту. Также Локоть раскритиковал платную модель эксплуатации моста, которая, по его мнению, будет многим новосибирцам не по карману. В ответ на это врио губернатора Андрей Травников заявил, что новый мост не будет платным — по крайней мере во время ремонта Октябрьского моста через Обь.
В августе в Новосибирске выбрали концессионера строительства четвёртого моста через Обь — им стала «Сибирская концессионная компания». Согласно условиям контракта, концессионер должен построить мост за пять лет, а потом в течение 25 лет содержать его за свои деньги. При этом он будет брать деньги за проезд по мосту — весной власти сообщали, что цена за проезд составит как минимум 100 рублей для легковых машин.
Планируется, что мост пойдёт от Ипподромской над площадью инженера Будагова и парком «Городское начало» параллельно железнодорожному мосту на левый берег, пункт оплаты разместится недалеко от Горского жилмассива. Эстакада приведёт к площадям Труда и Энергетиков, где будет двухуровневая развязка, и дальше дорога соединится со Станционной. Общая длина дороги будет 5,1 км, длина самого моста — 1,5 км. По расчётам авторов проекта, на мосту будет от 4 до 6 полос движения.
Под снос в зоне строительства 4-го моста и эстакады попадает 81 здание: недавно власти назвали адреса первых домов, которые пойдут под снос.
Подписывайтесь на наш Twitter и читайте главные новости Новосибирска всего в 280 символах (на самом деле мы укладываемся в 140).
Ольга Хмелевская
Фото Александра Ощепкова