В Новосибирске к пожизненному заключению приговорен 40-летний таксист Алексей Иванов. Мужчина совершил чудовищные преступления — его жертвами стали четыре женщины. Корреспондент НГС.НОВОСТИ вспомнил подробности обвинения таксисту и узнал, что ждет новосибирца в будущем, которое у него теперь будет до конца дней очерчено камерными решетками.
В середине недели, 23 ноября, Новосибирский областной суд вынес свой первый в этом году пожизненный приговор. Остаток своей жизни за решеткой проведет 40-летний Алексей Иванов, бывший таксист. За делом маньяка НГС.НОВОСТИ внимательно следили с осени прошлого года, когда его задержали. Напомним, все началось с исчезновения в октябре 2015 года 28-летней девушки, которая не вернулась из гостей домой в Пашино. Через три дня ее нашли мертвой. К тому моменту у правоохранительных органов уже был главный подозреваемый — таксист, который приехал на вызов на ул. Объединения, чтобы отвезти девушку домой в Пашино. Правда, предъявить ему пока было нечего: по словам мужчины, на Пашинском переезде машина сломалась и молодая женщина решила дойти дальше пешком, больше он ее не видел.
На вещах замученной до смерти бедной женщины нашли биологические следы преступника. По ним в тот же день составили ДНК-профиль насильника. Оставалось только взять слюну у подозреваемого таксиста, но тут следователей ждал неприятный сюрприз — таксист пропал. Если бы Алексей Иванов успел залечь на дно, то еще неизвестно, сколько бы его выискивали по деревням. Однако оперативники наведались в Мошково, где жили его мать и сестра, и не ошиблись. Таксист был задержан, а его ДНК-профиль полностью совпал с тем, что нашли на вещах женщины.
Следователи добились от задержанного рассказа не только о подробностях пашинской трагедии, но и о местах, где унижал, мучил и убивал еще трех женщин в 2015 году. Причем с указанием таких подробностей, что сомнений быть не могло — задержан один из самых опасных преступников в Новосибирске последних лет.
Судебный процесс длился почти год. Приговор судьи порадовал обвинение — пожизненно. Хотя, признаются адвокаты, это достаточно редкий приговор, обычно суды стараются давать за убийства пусть и большие, но конечные сроки. Например, убившему пять человек в 2008 году 26-летнему Виктору Гулину дали только 20 лет. Столько же в начале ноября этого года назначили за двойное убийство пенсионеров 33-летнему Игорю Автушкину. В прошлом году пожизненный приговор в Новосибирске зачитали только лидеру группировки «черных риэлторов» Сергею Абрамову. А в 2013 и 2014 годах в Новосибирске самое жестокое в стране наказание и вовсе не назначалось.
Скоро Алексея Иванова этапируют в одну из шести колоний в России для пожизненных заключенных. Все они в основном находятся на Урале, есть еще в Мордовии и Вологодской области.
Названия у всех поэтические: «Вологодский пятак», «Мордовская зона», «Полярная сова», «Черный беркут», «Черный дельфин», «Белый лебедь».
Хотя в самих колониях никакой романтики нет. Всего в этих шести колониях сидят около 2000 заключенных. При этом у 1300 человек срок отсидки уже около 23–25 лет, со ссылкой на бывшего депутата Николая Макарова сообщают «Ведомости».
Корреспондент НГС.НОВОСТИ подсчитал количество навечно законсервированных в тюремные камеры: все фамилии осужденных — на слуху, дело каждого широко освещалось в СМИ. Со второй половины 90-х, когда в России появился такой вид наказания, и по сей день пожизненных приговоров в Новосибирске было вынесено порядка двух десятков. Например, Дмитрий Дильшнайдер («Сибирский Раскольников»), убивший и искалечивший ударами молотка больше десятка пенсионеров; маньяк Олег Глебов («Левобережный Чикатило»), которого на работе считали «добрым и чутким», изнасиловал, по его показаниям, 17 женщин, 4 из них были убиты. Кто где сидит, узнать практически невозможно. В ГУФСИН просят отправлять запросы, но дают понять, что ответ может прийти нескоро. Тем не менее корреспондент НГС.НОВОСТИ узнал, что в самой известной тюрьме для пожизненно заключенных в России, «Черный дельфин» в городе Соль-Илецке, сидят минимум двое бывших жителей Новосибирской области. Это некогда главарь банды Геннадий Шпет, на совести которого многочисленные разбойные нападения, покушения на убийства и 7 смертей — приговорен в 2001 году, сейчас ему 57 лет; и ныне 65-летний Геннадий Шубин, еще в 1993 году приговоренный к смертной казни за жестокое двойное убийство, но помилованный Ельциным на пожизненное заключение.
Найти их можно по документам в открытых судебных базах: заключенные часто пишут в районные суды по месту своей отсидки всевозможные жалобы и прошения. Например, Соль-Илецкий суд рассматривал иск Геннадия Шубина о выдаче ему паспорта, потерянного при аресте в 93-м году. В выдаче паспорта ему, кстати, отказали.
Быт у людей, которым общество из милосердия заменило смертную казнь на вечное сидение в камере, очень простой, выяснил автор, изучив форумы родственников заключенных — есть и такие сайты в интернете. Подъем в шесть утра, ожидание завтрака, завтрак. В колонии «Вологодский пятак» на острове Огненный на севере России меню, например, такое: завтрак — пшеничная каша, чай; обед — гороховый суп с мясом, перловая каша; ужин — пшенная каша. Для смены рациона еще есть компот, рыбный суп и овощное рагу с мясом. После завтрака — проверка, обход врача, прогулка во внутреннем дворике.
До ужина в 18:00 свободное время — можно работать в специальных комнатах, как правило, на швейной машинке, можно читать, писать письма, слушать радио.
Нельзя ложиться на кровать, только сидеть на табурете. Потом отбой. И так каждый день, в небольшом зарешеченном пространстве, с одним или двумя такими же «пожизненными» сокамерниками. Свет в камере никогда не выключается, даже ночью, накрывать лицо запрещено.
Нарушать правила себе дороже — могут легко лишить и тех маленьких радостей, что есть. Любимое занятие у многих пожизненно заключенных — писать жалостливые письма в журналы и газеты. Если фантазии хватает, придумывают развлечения и поинтереснее. Например, уже упоминавшийся Геннадий Шпет написал ставший довольно популярным на тематических сайтах фантастический рассказ «Проклятый дом в селе Барышево».
Первоначально его письмо с рассказом было опубликовано в газете «Невыдуманные истории» в январе этого года, а потом разошлось по Сети. А 65-летний Геннадий Шубин написал генеалогическое исследование своей родословной и опубликовал его в одном старообрядческом сборнике, подписавшись «Геннадий Шубин, краевед, г. Соль-Илецк».
Чем займется 40-летний бывший таксист Алексей Иванов в ближайшие десятилетия, неизвестно. Но писать письма своей семье ему точно не придется. Жена развелась с ним еще два года назад, а 13-летняя дочка отреклась от мужчины, написав после задержания у него во «ВКонтакте»: «Это не папа! Он был моим отчимом! Но уже им давно не является!».
Фото РИА Новости