10 августа имущество обанкротившейся компании JFC, владельцем которой является директор НОВАТ Владимир Кехман, было продано на торгах. В том числе 23-метровая яхта «Bonanza!», которую за 27,5 млн руб. купила компания «Тренд». Вместе с яхтой в собственность нового владельца перешли мебель, кухонная техника, столовые приборы, бокалы для коньяка, рюмки и даже домашние тапочки. Корреспонденты НГС.НОВОСТИ побывали на яхтах, которыми владеют новосибирцы, — от аскетичного парусника для соревнований до яхты класса люкс за 20 млн руб.
10 августа имущество компании JFC, владелец которой — директор новосибирского театра оперы и балета Владимир Кехман, было продано на торгах. В числе имущества обанкротившейся компании числилась яхта под названием «Bonanza!». Новым владельцем яхты стала компания «Тренд», которая купила ее за 27,5 млн руб. — на 39 млн ниже заявленной стоимости. Вместе с яхтой продана мебель, кухонная техника, столовые приборы, бокалы для коньяка, рюмки Deshoulieres и даже домашние тапочки, сообщила газета «Ведомости». В объявлениях о продаже яхты Кехмана на сайтах drom.ru и «Авито» говорилось о том, что на ее нижней палубе три каюты с санузлом и душем, на верхней — место для прогулок. Палуба покрыта тиком, есть несколько кондиционеров и морская система видеонаблюдения.
НГС.НОВОСТИ узнали, насколько у обеспеченных новосибирцев сегодня модно владеть яхтой. В Новосибирской области, по подсчетам спортсмена Александра Целищева, «гоняются», т.е. участвуют в регатах, около 30–40 лодок, а всего их около 200. В регионе несколько яхт-клубов, самые крупные из них — «Аквалэнд» и «Маяк», где обслуживаются лодки разного уровня: от спортивных парусников до яхт за несколько десятков миллионов. Цена парусной яхты в среднем — от 500 тыс. до 2 млн руб. в зависимости от класса и года выпуска. По словам спортсменов, их покупают в России, например в Санкт-Петербурге, или везут с Ладоги.
Чаще всего лодку покупают на 4 человека — столько должно быть в спортивной команде. Укомплектованность яхт в понятии спортсмена — это хорошие настройки. «Чем больше настроек, тем в более сложных условиях может ходить яхта», — уточнил яхтсмен Сергей Фальшин. К настройкам относится количество веревок для управления и паруса, которые стоят около 150 тыс. руб. Расходы, связанные с обслуживанием яхты, некоторые компенсируют организацией прогулок под парусом, средняя цена которых — 1500–2000 руб. в час.
«Яхта — это такой живой организм, к которому нужно прикасаться только своими руками», — говорит Целищев. Многие каждый день возятся с ней как с ребенком, — что-то меняют или ремонтируют. Для того чтобы облегчить вес парусника, палубы стараются избавить от всего лишнего, поэтому обстановка в каюте спартанская, только самое необходимое — место для отдыха, хранения вещей и газовая плитка, чтобы можно было что-то приготовить во время отдыха.
Парусный спорт для них — это уже хобби, которое на всю жизнь, — многие выходят в море под парусом с детства. У каждой лодки свое название, как правило, это имена дочерей и любимых женщин. «Если честно, те, кто на парусниках, считают только парусные яхты яхтами, — смеется Александр Целищев. — Хотя, конечно, по определению, яхта — любое судно, предназначенное для прогулок на воде. Парусное общество заметно отделено от катеристов».
«На моторной яхте два часа — и море закончилось, а под парусом — только отвязался и уже отдыхаешь, и ГИМС не пристает со всякими вопросами», — описывает преимущество парусников владелец яхты «Маруся» Андрей Филюшко.
Однако адепты катеров приводят свои аргументы в пользу моторных яхт. Владелец строительного бизнеса (производство и установка дверей) Аркадий А. купил свою первую моторную яхту Yamaha 5 лет назад за 5 тыс. долл. «Сделал первый шаг к маленькой не то чтобы мечте… Просто хотел. Мужчины — это взрослые дети, а игрушки соизмеримы кошельку, — рассказывает Аркадий. — Для меня эти деньги тогда были совсем "ни о чем", поэтому я не рисковал».
«Утенка» он продал, затем заказал другой катер из Японии. Процесс покупки-продажи катеров стало своего рода хобби предпринимателя с приятным бонусом заработать. Сейчас у него катер 2010 года стоимостью около 2 млн руб. Вместительность — 6 человек, есть небольшая каюта, где могут спать 2 человека. Яхту привезли из Европы, корпус сделан в Польше, двигатель американский.
Владельцы моторных яхт подобного уровня — как правило, предприниматели. Однако есть и специалисты с хорошими зарплатами, например банковские работники. По словам Аркадия, после введения санкций цены на привозные моторные яхты выросли практически в 2 раза, внутри новосибирского рынка — примерно на 30 %. «Сейчас, как правило, не привозят [катеры]. Все, кого я знаю, продают. Тяжелое материальное положение, — объясняет кризис на рынке предприниматель. — Но есть у меня и знакомый, у которого яхта шикарная, но она ему еще года три не нужна будет».
Главный плюс катера по сравнению с парусной яхтой, по его мнению, — возможность добраться до Боровских островов от Академгородка за 20 минут. Несмотря на то что Аркадий тоже несколько лет занимался парусным спортом, решил бросить, потому что стало неинтересно и сложно собирать команду, постоянно ремонтировать лодку и т.д. Среди его знакомых было несколько человек, которые покупали катеры, потом разочаровывались и снова продавали, так как не понимали, что на содержание тоже требуются расходы: заправить бак — 10 тыс. руб., стоянка в яхт-клубе — порядка 6 тыс. Чтобы окупить хоть часть расходов, иногда он возит людей на морские прогулки за 3500 руб. за час.
Содержание яхт люкс-класса обходится в разы выше. «Если есть возможность содержать плавдачу — замечательный вариант. Но в основном они даже не ходят [по морю] практически, — уверен предприниматель. — Дорогущих стало прямо меньше гораздо».
Большинство яхт класса люкс в Новосибирске стоят в яхт-клубе «Аквалэнд», рассказал продавец яхт Вячеслав К. Яхту 2007 года, привезенную из Америки, владелец оценил в 7,5 млн руб. Однако, по словам капитана, это дешево, ее рыночная цена — около 9 млн. Каюты с санузлом и душем, есть кондиционеры, телевидение, холодильник, микроволновка.
Яхта рассчитана на 6 человек. Новая такого класса стоит 280 тыс. долл. без «фаршировки». В понятие «фаршировка», как пояснил капитан, входит, в частности, система навигации, подруливающее устройство, оно обходится примерно в 3 млн руб. Спутниковая система с установкой стоит «как новый "Рено" — около 500 тыс.».
Одна из самых дорогих яхт, которые сейчас выставлены на продажу в Новосибирске, — яхта Kalypso компании Fairline, привезенная из Великобритании. Ее длина — 15 м, мощность — 1500 л.с. Сейчас она выставлена на продажу за 20 млн руб. Яхте 14 лет, если бы она была новая, стоила бы около 2,5 млн долл., уточнил Вячеслав. По словам капитана лодки Александра, ее владелец — не последний человек в Новосибирске, часто выезжает отдыхать в компании известных российских политиков и топ-менеджеров.
Яхта оснащена навигационной системой, тремя кондиционерами, также есть возможность задать курс, и лодка пойдет в режиме автопилота. В каютах душ, туалет. Интерьер напоминает двухкомнатную квартиру, есть несколько телевизоров, мойка, холодильник, гриль, машина для изготовления льда.
Мебель сделана из ценных пород дерева — нет ни шпона, ни пленки. На палубе — дерево тик, стоимость одного погонного метра — 1200 евро, уточнил капитан. В Новосибирске, по подсчетам Вячеслава, около 40 яхт такого уровня, и 20 млн руб. — это не самая высокая цена.
Как правило, владельцами таких яхт являются бизнесмены из сферы энергетики и строительства, а также из добывающей промышленности. Однако с 2009 года в Новосибирск их стали привозить все реже и реже, а с 2014 года, как уточнил продавец, не было ни одной.
«В основном то, что было приобретено до 2009 года, пошло на второй круг. У кого-то компании стали загибаться, а кто-то понял, что не его тема», — говорит Вячеслав. За стоянку яхты владелец платит 38 тыс. в месяц; зимой, в ангаре, — в 2 раза дороже, знает Александр. В год на ее содержание уходит 1,1 млн руб. «Вот стоит "Принцесса" у нас (моторная яхта Princess 67. — А.Б.). Один молодой человек купил 3 года назад, брал в пределах 2 млн евро тогда. Да, здесь очень серьезные люди», — резюмировал капитан Kalypso.
Анна Богданова
Фото Александра Ощепкова, фото 1 — avito.ru, фото 3 — Сергея Фальшина