О подземном городе под Новосибирском, где проложены таинственные ливневые канализации, которые никто никогда не видел, этим летом говорили как никогда часто. Слово «ливневки» опять зазвучало в четверг, 11 августа, после очередного обрушения асфальта около метро «Красный проспект» — из-за низкой пропускной способности ливневок дожди размывают дороги и тротуары. Корреспондент НГС.НОВОСТИ нашел человека, который не понаслышке знает, как выглядит ливневая канализация, причем изнутри, — и попросил поделиться снимками и рассказами о том, как выглядит подземелье Новосибирска.
Движение новосибирских диггеров зародилось в конце «нулевых», и одним из первых, чьи фотографии из подземелья увидели свет, был Дмитрий Самочернов (Ralph Mirebs). Впервые в коллектор он, на тот момент сисадмин в метрострое, спустился в 30 лет в 2008 году.
Всего под Новосибирском проложено 60 ливневых коллекторов — все они в рабочем состоянии и прочищаются раз в 6 месяцев, рассказывал НГС.НОВОСТИ директор «Гормоста» Александр Чупак. Справа на фото — отложения солей и минералов, а не то, что вы подумали.
На фото — Ельцовка-1. Всего в Новосибирске течет восемь малых рек — Каменка, Плющиха, Тула, Ельцовка, Ельцовка-1, Ельцовка-2, Камышинка и Зырянка. При этом лишь всего две могут более-менее считаться подземными — Каменка и Ельцовка-1. Остальные либо заключены в трубы на мелких участках, либо вообще текут по поверхности.
Через трубы ливневок вода собирается в коллекторы — бетонные трубы, по которым текут подземные реки. В тех районах, где рек нет, вода стекает в овраги, открытые участки рек или небольшие трубы, которые выходят из земли у кромки Оби.
Деревянная опалубка коллектора реки Каменка. В основном же река закована в железобетонные прямоугольные короба на всем своем протяжении — от «Золотой Нивы» до набережной Оби. Несмотря на достаточно красивые фото, получившиеся такими благодаря правильной подсветке и небольшой обработке в фотошопе, подземные коллекторы совершенно нефотогеничны, считает Дмитрий Самочернов. «Снимать кино в новосибирских коллекторах, ну за исключением пары мест, я бы не стал. Для этого лучше ехать в Москву — там много кирпичных коллекторов, например по такому там течет река Пресня, — вот там действительно красиво».
«Весной незасыпанный участок коллектора превратился в подводный — освободившаяся ото льда речка с силой натекала на бетонные своды, пробиваясь через щели между блоками десятками водопадов, словно из прохудившейся ванны», — описывает Дмитрий Самочернов уже Ельцовку-2.
Коллекторов, по которым можно пройти в полный рост, немного — это тот, по которому течет река Каменка (на фото), два места по ходу течения Ельцовки-1, участок Ельцовки-2 в районе мкрн «Снегири» и небольшой участок под Бердским шоссе по течению реки Камышенка. «Большие, с человеческий рост коллекторы Новосибирску и не нужны были, когда их строили», — рассуждает Дмитрий Самочернов. Коллектор в этом месте специально разделен — если один ход засорится, вода сможет пройти по второму.
Пару лет назад в одном из коллекторов собрались 14 человек на концерт новосибирского музыканта, одного из авторов популярнейшего в узких кругах хита «Каменка Underground», Кирилла Weltfremd. «Было очень необычно, как будто мы слушали концерт в пещере».
В коллекторах достаточно легко дышится и немного пахнет болотцем. Фекалий, вопреки расхожему мнению, здесь нет — за них принимают всевозможные отложения, которые под воздействием ржавой воды приобретают самые разные формы и оттенки. С потолка растут солевые сталактиты.
Света в коллекторах нет — в реальности там сумрак, за исключением мест около входа и выхода. Чтобы сделать хорошие фотографии, диггеры таскают с собой фонари и штативы. А вот чего в коллекторах в избытке — так это всякого мусора, причем самого необычного: сгнивший прожектор, огнетушители, покрышки, колесо от мотоцикла, мотор от пылесоса… Однажды нашли паспорт. Все это попадает сюда через открытые ливневые решетки на улицах.
«Если сравнивать с японскими коллекторами, по которым я тоже немало полазил, то наши, конечно, загрязнены. Я вообще не уверен, что их чистят. Помню, как-то в районе "Ройял Парка" в коллекторе обнаружили место, где было все забито — там были просто тысячи баночек».
Кстати, в этом году был принят так называемый «антидиггерский» закон, и теперь за путешествия по новосибирскому подземелью можно получить очень большой штраф. Первого диггера, пойманного в Санкт-Петербурге в одном из ливневых коллекторов, уже оштрафовали на 75 тыс. руб.
Глубина залегания коллекторов под землей — до 20 м. Некоторые утверждают, что и до 40 м — в районе «Хоккайдо». «Внутри нет никого — ни разу не встретили там ни живой души. Нет ни крыс, ни рыбы, иногда какие-то подземные насекомые попадаются».
«Иногда звук падающей воды напоминает голоса людей. А вообще там, внизу, не страшно. Самое страшное — это оказаться на пути коллекторной волны, однажды я наблюдал ее своими глазами. Это когда идет мощный поток, например предприятие сбросило воду, и он сносит все вокруг — нужно немедленно выбираться наверх. В России был случай, когда один диггер утонул таким образом».
«Когда иду по коллектору, то меня не покидает ощущение тайны, все время ждешь секретное ответвление в сторону. Ты словно первооткрыватель, впереди — неизвестность. А когда я вижу свет — все, кино закончилось…» — говорит, отвечая на вопрос, что манит в подземелье, Дмитрий.
Андрей Ткачук
Фото предоставлены Дмитрием Самочерновым (Ralph Mirebs), фото 15 — Михаила Бобкина