Землячка губернатора Владимира Городецкого — Евгения Никонова из Брянска — приехала на лечение в Новосибирск, после того как отравилась тайским фруктом лонган и подхватила паразитов. Дорогостоящее лечение ей не помогло, и за полгода и без того худая и высокая девушка потеряла 13 кг. Врачи раскрыли пугающую статистику: к ним стали в два раза чаще обращаться пациенты, которые подхватили паразитов, решив поесть в суши-баре или купив дешевую рыбу в магазине. Как обычное лакомство поставило юную жительницу Брянска на грань жизни и смерти, к каким последствиям приводят паразиты в организме и почему медики наблюдают всплеск описторхоза в Новосибирске — в материале НГС.НОВОСТИ.
24-летняя Евгения Никонова приехала в Новосибирск из Брянска на лечение, после того как лечение у местных врачей и обращение к московским не принесло никаких результатов. До болезни в Брянске девушка работала менеджером по работе с персоналом, а в Москве — администратором в салонах красоты. Проблемы со здоровьем, с ее слов, начались после того, как она в ноябре прошлого года впервые купила в одном из брянских супермаркетов экзотический фрукт из Таиланда — лонган, он же «глаз дракона». Кроме него в этот день она поела роллы, — однако уверена, что они ни при чем, так как их без последствий для здоровья девушка ела и раньше.
В результате пришлось ночью вызвать «скорую», которая купировала болевой синдром, а на следующий день она уже пошла к терапевту. «Доктор мне поставила "синдром раздраженного кишечника" и назначила ферменты, пробиотики, а также кишечный антисептик», — вспоминает, как начиналось заболевание, Евгения. Однако, несмотря на лечение, пища не переваривалась и девушка начала худеть. После того как по назначению врача девушка начала пить горькие травы из-за проблем с печенью, она заметила, что из организма начали выходить паразиты — аскариды и ленточные гельминты.
В Брянске дуоденальное зондирование, по которому выявляют описторхоз, не делают вообще, говорит Евгения, поэтому нужно было ехать в другой город, а в какой именно — по большому счету было все равно. «Читая информацию в интернете о лечении паразитоза, я выяснила, что Новосибирская область — эндемичный регион по паразитологии и здесь занимаются лечением и диагностикой», — вспоминает она, почему именно пал выбор на Новосибирск.
Приехав в Новосибирск, девушка сразу пошла в частную клинику, у которой одним из направлений деятельности указано — паразитология. В результате девушку лечили от описторхов и кишечных гельминтов — лечение обошлось примерно в 70 тыс. руб., но боли усилились и Евгения обратилась в Дорожную клиническую больницу, где ей сделали колоноскопию и обнаружили атрофический колит. «Лечение там тоже не помогло. Потом я уже не могла есть пищу, стала пить только бульоны и компот,
вес резко начал теряться — за неделю ушло 3 кг», — рассказывает она. До заболевания при росте 178 см Евгения весила 52 кг, а сейчас — 39 кг.
Сейчас в медкарте Евгении — около десятка диагнозов: белково-энергетическая кахексия, синдром мальабсорбции, атрофический колит, амиотрофия мышц, катаральный эзофагит, дуоденальный лимфоангиостаз, дисфункция сфинктера Одди, холецистит и гельминтоз (аскариды, описторхи). «Отравление послужило триггерной точкой, то есть тотальным снижением иммунитета, повлекшим за собой и выход гельминтов, и нарушения в работе ЖКТ. Гельминты могли жить давно и никак себя не проявлять», — передала причины со слов врачей Евгения. В результате медики рекомендовали ей парентеральное питание (внутривенное введение питательных веществ в организм в обход желудочно-кишечного тракта). Сейчас врачи городской клинической больницы № 7, где девушка проходит очередной курс лечения, совещаются о его предоставлении, а сложность в том, что оно проходит через тендер, сообщили пациентке.
Заведующая диагностическим отделением городской инфекционной клинической больницы № 1 Елена Филина в пищевом отравлении у девушки экзотическим фруктом не увидела ничего удивительного. «Эти все экзотические продукты из Таиланда часто вызывают аллергию у населения, потому что мы к другим приучены», — считает доктор. То, что трапеза вызвала такие тяжелые последствия, на ее взгляд, — скорее исключение.
А вот заболеваемость описторхозом в регионе сейчас, с ее слов, действительно на пике: пациентов стало больше в 2 раза.
«За последние полгода у нас сильно выбился только острый описторхоз. Можно сказать, что это с суши-барами чаще всего связано, хотя в принципе, наверное, из-за того, что уровень жизни сейчас немножко упал и народ стал покупать всякую барахлянскую рыбу, которую раньше мало кто ел. Острый описторхоз мы никогда столько не видели, сколько сейчас», — констатирует медик. Наблюдения врача подтверждают данные областного минздрава: в 2015 году показатель заболеваемости описторхозом в регионе за год увеличился на 11,5 % и составил 143,1 на 100 тыс. населения, при этом заболеваемость паразитарными заболеваниями в целом снизилась на 5 %.
В числе последствий, к которым приводит описторхоз, доктор Филина, как правило, видит у пациентов астению, изменения со стороны желудочно-кишечного тракта, усугубляются аллергические проявления, особенно заметно это, например, у астматиков. Однако подход к лечению паразитов сейчас изменился, добавляет она. «Если 20 лет назад находили описторхоз и всех 100 % рекомендовали дегельминтизировать, то сейчас в общем-то стали от этого отходить: если человек живет без жалоб и вот у него случайно нашли описторхоз, но качество жизни его никак не страдает, — иногда и не лечат», — говорит она.
По данным замдиректора по научной работе Института цитологии и генетики СО РАН, доктора биологических наук Вячеслава Мордвинова, плоские черви из Обь-Иртышского водного бассейна, которыми заражаются новосибирцы через карповые породы рыб, являются печеночными сосальщиками, которые колонизируют печень, а также могут и заселять поджелудочную железу. Эксперт утверждает, что Обь-Иртышский водный бассейн — самый крупный очаг описторхоза в мире, а вот каким именно образом поддерживается в нем эта среда, ученые до конца еще не установили.
Настя Гринёва
Фото предоставлены героиней статьи