Компания сибиряков на отдыхе устроила фотосессию с маленькой гадюкой, которую они приняли за ужа. Вытерпев фото с пятью фотолюбителями, змея цапнула шестого — ночью теряющего сознание мужчину привезли в реанимацию, где он находится до сих пор. Тяга к эффектным снимкам с представителями сибирской фауны все чаще доводит горожан до больничной койки — в ряду опасных объектов для съемки эксперты назвали змей, шершней и бобров. Подробности случая на базе отдыха СО РАН, едва не закончившегося трагически, а также перечень опасностей, которые подстерегают сибиряков на природе и на дачах, — в материале корреспондента НГС.НОВОСТИ.
Компания из шестерых бердчан приехала на базу отдыха СО РАН в Искитимском районе в День России, 12 июня. Отправившись погулять вечером по территории базы, молодые люди заметили в метре от тропинки, в траве, небольшую змею. «Небольшая такая змейка, черная. Они все были уверены, что это уж», — констатировала главврач «скорой» Искитима Наталья Григоревская. Не догадываясь, что на самом деле это обычная гадюка, бердчане поймали змейку, чтобы сделать несколько фото.
«Она укусила мужчину во второй палец правой руки. Пострадавшего они после этого положили спать, все еще считая, что это уж. "Скорую" вызвали только ночью, когда у мужчины началась рвота и отекла рука», — добавила Наталья Григоревская. На вопрос о том, были ли участники фотосессии пьяны, в «скорой» ответить затруднились — тест на алкоголь госпитализированному, по словам Натальи Григоревской, не делали. Это уже третий случай нападения гадюки на человека в Искитимском районе за месяц — и «это много», отмечает врач.
В Искитимскую городскую больницу любителя экстремальных селфи привезли в тяжелом состоянии в третьем часу ночи субботы, 13 июня. Сейчас он, рассказал главврач больницы Алексей Кайгородов, все еще находится в реанимации, хотя жизни пациента уже ничто не угрожает. «Проводим ему пассивную вакцинацию сывороткой антизмеиной. Ничего катастрофического нет, положили в реанимацию, чтобы очень тщательно наблюдать», — отметил врач. Укус гадюки не смертелен, однако в больнице ужаленный проведет по меньшей мере неделю, добавил он.
Фотографии с дикими животными, похоже, входят в моду у новосибирцев — вслед за охотниками, которые привыкли делать кадры в обнимку с трофеями (правда, уже мертвыми), фотоохоту на дичь развернули и обычные отдыхающие. В Ордынской районной больнице рассказали: 16 мая этого года ночью к ним поступили 21-летний новосибирец и 18-летний житель Спирино с довольно экзотичными жалобами.
«В 12 ночи шел себе бобр по улице тихо-мирно — в Спирино такое случается, — никого не трогал. Тут подошли товарищи, решили пофотографировать. Бобр не захотел», — припомнил заведующий спиринской врачебной амбулаторией, представившийся Дмитрием.
Оба парня, отметил он, были слегка пьяны. Знакомство с бобром под луной закончилось для спиринца раной голени, новосибирцу грызун прокусил пятку — оба лечатся до сих пор.
Самыми опасными для отдыхающих опрошенные медики считают, основываясь на статистике обращений, клещей (их чаще снимают с детей) и гадюк (они чаще жалят отдыхающих и грибников-ягодников, которые шарят руками в траве). «Чем больше концентрация людей — тем больше риск кому-то попасть под змею, по-русски говоря. Змеи есть — только не надо на них наступать», — заметил Алексей Кайгородов. По заверениям местных жителей, гадюк в этом году в Караканском бору — излюбленном месте отдыха новосибирцев у Обского моря — действительно много. В токсикологическом отделении городской клинической больницы № 34 отметили, что змеи кусают новосибирцев не только на отдыхе, но и на дачах — в этом году в отделении побывали уже двое таких пациентов. Однако говорить о выросшей активности гадов, отметили врачи, нельзя: «Это нормальная статистика, за сезон у нас бывает в среднем 10 человек», — констатирует заведующий отделением.
Охотовед Николай К. отнес к условно опасным для горожан шершней — иногда они нападают без всякой причины, хотя порой люди их сами провоцируют.
«Было дело: охотник принял его за шмеля, хотел сфотографировать, полез в кусты — там гнездо оказалось. Два укуса было, он опух моментально. Быстро-быстро в больницу повезли — успели, не умер», — вспомнил охотник.
Как отмечают врачи-токсикологи горбольницы № 34, смертельно опасна для людей и бледная поганка — ее иногда почему-то путают с сыроежкой и едят, после чего оказываются в тяжелом состоянии в больнице. Некоторую опасность для городских жителей, добавляет замначальника Бердского поисково-спасательного отряда, представляет лес как таковой: потеряв ориентацию, сибиряки начинают блуждать среди деревьев — особенно часто в лесу теряются люди пожилые.
А среди наиболее часто встречающихся травм главврач искитимской «скорой» Наталья Григоревская (к ним чаще всего поступают жалобы не только от местных жителей, но и от отдыхающих на водохранилище) назвала ожоги.
«Люди выпивают — и [падают] в костры», — сетует медик.
Все эти опасности — не считая риска заблудиться — актуальны и для дачников, отметили опрошенные автором эксперты. Главный врач новосибирской подстанции скорой помощи Ирина Большакова назвала еще одну распространенную «дачную» травму.
«Бывают случаи, когда люди не соблюдают правила обращения с садовой техникой и вообще инструментами — например, с бензопилой, болгарками. Бывают довольно тяжелые травмы», — рассказала она, признав, что за все лето служба получает единицы подобных обращений.
Александр Агафонов
Фото depositphotos.com