Город Толоконский: «Солодкин жил в очень плохонькой квартире»

Толоконский: «Солодкин жил в очень плохонькой квартире»

Экс-полпреда вызвали на допрос — самые яркие моменты его разговора с обвинителем, Солодкиным-старшим и Солодкиным-младшим

В понедельник утром, 17 ноября, губернатор Красноярского края Виктор Толоконский, который долгие годы был мэром Новосибирска, затем губернатором Новосибирской области и полномочным представителем президента РФ в Сибирском федеральном округе, выступил как свидетель в деле отца и сына Солодкиных. Толоконский явился в Красноярский краевой суд, откуда по видеосвязи ответил на вопросы, которые прозвучали в зале Новосибирского областного суда. Возможностью задать вопросы Толоконскому воспользовались подсудимые, защита, гособвинение и потерпевшая сторона. Самые интересные ответы — в материале НГС.НОВОСТИ.

Справка: В ноябре 2014 года исполнилось 4 года и 9 месяцев с того момента, как бывший чиновник администрации региона Солодкин-старший и его сын, бывший вице-мэр Новосибирска Александр Солодкин, оказались под арестом. Вместе с ними по делу проходит бывший заместитель главы УФСКН по региону Андрей Андреев. Они обвиняются в связях с ОПС Александра Трунова, приговоренного в прошлом году к 22 годам колонии строгого режима. 3 сентября 2014 года Александр Солодкин-старший был отпущен под домашний арест — медицинская комиссия признала, что у него имеется заболевание, препятствующее его содержанию под стражей.

Ходатайство о вызове в зал суда Виктора Толоконского было заявлено стороной защиты, судья Лариса Чуб поддержала его. Допрос длился 1,5 часа, половину этого времени с губернатором разговаривал его друг, Александр Солодкин-старший. Сначала Толоконский ответил на вопросы судьи.

Скажите, Солодкина Александра Наумовича вы знаете? Если знаете, то с какого времени и какие отношения у вас сложились?

Солодкина Александра Наумовича я знаю с 1969 года, и он является моим другом, товарищем по жизни, и вот с этого времени мы с ним всегда поддерживали тесные дружеские отношения.

Солодкина Александра Александровича знаете? Какие с ним отношения?

Знаю, как знаю и всю семью Александра Наумовича. Какие отношения, если мы дружим с родителями, — знаю мальчика с раннего возраста как сына своих друзей.

Я и тогда, в день, когда суд рассматривал меру пресечения Александру Наумовичу Солодкину, и сейчас я убежден, что те деяния, в которых он обвиняется, он не совершал, я знаю этого человека с его молодости, я видел в самых разных ситуациях. Да, у него много особенностей в характере, которые приводили, может быть, к излишнему коммуникационному общению, лишним контактам, но это специфика характера и специфика времени, потому что Солодкин все годы посвятил работе с людьми в спорте, он никогда не выполнял какую-то функцию в одиночку, он всегда был в центре внимания очень многих людей.

Я никогда не видел от него каких-то попыток использовать мои властные возможности в каких-то корыстных целях. Он жил в очень плохонькой квартире, потом, как правило, если человек склонен к каким-то незаконным деяниям, каким-то коррупционным проявлениям, он бы обращался ко мне по земельным участкам, с подрядами, но никогда этого не было. Это все можно легко подтвердить из свидетельских показаний людей, это можно легко посмотреть по документам, по жизни, которую он проживал. И сегодня мы говорили не о подрядах, не о земельных участках, аренде, а говорили о женской баскетбольной команде, о таких вещах, которые могут изменить не только мое, но и отношение очень многих людей к этому человеку. Я на протяжении последних 5 лет очень серьезно все это переживаю.

Во время допроса Толоконский ответил на вопросы по нескольким основным темам.

О предвыборной кампании

Александр Наумович Солодкин: Был ли я когда-нибудь членом вашего избирательного штаба в мэры, а потом в губернаторы?

В.Т.: Я не очень-то знаю все нюансы работы того актива, я не очень-то знаю их работу, было просто очень много людей, которые меня всегда поддерживали и принимали каждый свое участие. У нас никогда не было выбора в процессе технологий, была работа с людьми. Каких-то особых функций тогда я никогда не передавал, не возлагал, но вы могли участвовать, агитировать, встречаться с людьми. Естественно, всегда был кто-то из моих заместителей, чаще это Алексей Беспаликов, который сам на свое усмотрение давал текущие поручения, связанные с выборным процессом, поэтому не могу однозначно сказать — были вы или не были, потому что занимались этим мои помощники.

А.Н.С.: Вы когда-нибудь слышали, что я покупал голоса избирателей на губернаторских выборах?

В.Т.: Я никогда не слышал. И убежден, что этого никогда не было вообще в нашей работе. Мы всегда на всех выборах участвовали не только в полном соответствии с требованием закона, но и обязательно придерживаясь очень серьезных и нравственных принципов, где все базировалось на разговоре с людьми.

А.Н.С.: Помните ли вы, был ли такой случай, чтобы свои деньги на выборную кампанию выделил бизнесмен Фрунзик Хачатрян в 1999 году?

В.Т.: Нет, я не помню, но равно как я не могу про программу сказать, потому что всё, что касалось с проведением выборной технологии, — я никогда в этом не участвовал. Не могу ни подтвердить, ни опровергнуть.

Об ОПС Трунова

А.Н.С.: Зная много известных бизнесменов Новосибирска, вы слышали когда-нибудь фамилию и имя такого бизнесмена — Хасан Ганеев (недавно осужденный член ОПС. — Е.Г.), который утверждает, что через меня имел прямой выход на вас и пилил бюджет?

В.Т.: Я никогда не знал ни такого имени, ни такой фамилии, никогда не был знаком с таким человеком.

Солодкин-младший: Вы знаете такого человека по фамилии Трунов Александр?

В.Т.: Я слышал эту фамилию, слышал и до судебного процесса, больше вот когда начался судебный процесс, в котором мы сегодня участвуем. Я также помню — где-то на концерте или на каком-то спортивном соревновании видел, здоровались, но мы никогда с ним не встречались, никогда не общались и никогда ничего не обсуждали. Это, скорее, опять же знание не повлекло за собой никаких отношений, никаких контактов.

А.А.С.: Я уточню: Александр Наумович Солодкин никогда не делал вам личные встречи с Труновым?

Нет, нет.

Гособвинитель: Фамилии Алексея Корниенко и Анатолия Радченко (предполагаемые члены ОПС) вам знакомы?

В.Т.: Фамилию Радченко слышал от многих людей, вторую фамилию не слышал никогда ни от кого.

Гособвинитель: В связи с чем вы слышали фамилию Радченко?

В.Т.: Ну больше всего слышал фамилию [Радченко] от владыки (митрополит Новосибирский и Бердский Тихон. — Е.Г.), от настоятеля РПЦ. Наверное, Радченко помогал в чем-то церкви, и я помню, когда там были как-то обстоятельства и владыка говорил мне об этой ситуации. Может быть, еще от кого-то слышал, но в основном мне рассказывал и как-то характеризовал его владыка Тихон».

Гособвинитель: Вы лично с Радченко где-нибудь встречались?

В.Т.: Наверное, в каких-то, может быть, опять же там спортивных, концертах, публичных мероприятиях, но чтобы где-то дома встречаться или где-то там в каких-то местах, чтобы это был какой-то наш с ним разговор, такого никогда не было.

Гособвинитель: Общих интересов у вас не было с Радченко?

В.Т.: Никогда.

О назначении Солодкиных

А.Н.С.: Почему вы решили в январе 2003 года предложить мне в 60-летнем возрасте должность председателя облспорткомитета НСО?

В.Т.: По вашему опыту, по вашей подготовке вы, безусловно, отвечали всем требованиям этой должности, но решение рождалось достаточно быстро. Я помню, как вы и группа известных тренеров были у меня в кабинете, обсуждали какие-то вопросы спорта. Я тогда, в присутствии авторитетных для меня людей спортивной общественности, обратился к вам с предложением прийти на эту работу и укрепить эту отрасль, внести новую энергию в то, чтобы спортивная жизнь НСО развивалась более эффективно. Это было совершенно естественное решение, здесь никакие дружеские отношения на это не влияли.

А.Н.С.: Я в чем-нибудь подвел вас, проработав в этой отрасли без малого 6 лет, или, возможно, оправдал ваше доверие и надежды?

В.Т.: Вы оправдали и мои надежды, и надежды очень многих спортсменов и многих жителей НСО. Неоднократно вас видел в строю на массовых соревнованиях, вы внесли новый импульс в жизнь массового спорта, спорта высших достижений. Вас уважали и уважают в Москве, и решались многие вопросы, связанные с укреплением авторитета НСО в сфере спорта.

А.Н.С.: Я как-то использовал наше знакомство, наши отношения в корыстных целях или ради карьеры?

В.Т.: Никогда, и это как раз то, что всегда отличало вас в наших отношениях, и то, что было, если хотите, определяющим в наших отношениях.

А.Н.С.: Виктор Александрович, теперь такой вопрос личного порядка. Я участвовал каким-либо образом в назначении моего сына Александра на должность вице-мэра в 2009 году?

Нет, никаким образом, это тоже, в общем-то, ситуация, ну, на мой взгляд, вполне понятна. Ваш сын был депутатом городского Совета, и, честно говоря, я даже не знал и никакого не мог принимать участия, когда он избирался в депутаты. Но я видел его активность, он возглавлял комиссии в горсовете, был очень активен во всех процессах, и поэтому когда после выбора мэра города Городецкий предложил ему, энергичному депутату, перейти в орган исполнительной власти в мэрию, — я считал это совершенно естественным процессом, не требующим здесь никакого участия ни вашего как отца, ни моего как губернатора.

О вещевом рынке

А.Н.С.: Вы не помните, кому было выгодно вытеснить бизнесмена Фрунзика Хачатряна (Солодкина-старшего обвиняют в организации покушения на убийство бизнесмена, Солодкина-младшего — в подстрекательстве к поджогу его автомобилей. — Е.Г.) с вещевого рынка или кому он мешал в то время?

В.Т.: Я не могу содержательно ответить на этот вопрос, потому что я и тогда не знал список арендаторов, и тем более сейчас не могу этого знать и помнить. Там бьшая часть земли была у МУП «Вещевой рынок», были, наверное, какие-то частные арендаторы, в конце 90-х годов, в конце моей работы мэром города я принимал решение, что никакие договоры больше не продляются, новые договоры не заключаются. Мы готовили программу, по которой все, кто имел там аренду земельных участков, должны были подписать обязательства по соглашению с мэрией построить крупные торговые центры. Какие там были внутренние противоречия, к сожалению, я не знал тогда и не знаю сейчас.

А.А.С.: Скажите, пожалуйста, в адрес ваш, когда вы были мэром и губернатором, в адрес мэрии поступала от правоохранительных структур информация о незаконной предпринимательской деятельности на территории МУП «Вещевой рынок», позже ООО «Гусинобродское», факты вымогательства, иные сведения о преступлениях?

В.Т.: К сожалению, такой информации было мало, хотя я как человек, проживший в Новосибирске, имеющий опыт, понимал, что, конечно, нарушений — в том числе и нарушений закона, нарушений криминального плана, — в районе барахолки немало. И когда я начинал работать мэром, я выезжал, я видел, как трудно нормально регулировать эти отношения при той технологии, что была принята. Вот почему, работая мэром, я создавал рабочую группу, чтобы найти решение, которое бы исключало вот ту криминализацию, исключало вот те совершенно неэффективные технологии, которые влияли на развитие криминального процесса. Но, к сожалению, после моего ухода из мэрии как-то эти решения приняты не были, там уже была прерогатива мэра города, и я, работая губернатором, в этот процесс не вмешивался, это задача мэра города.

А.А.С.: В бытность вашу мэром города Новосибирска в ваш адрес поступали документы о фактах незаконной деятельности на рынках Фрунзика Хачатряна?

В.Т.: Не могу там точно утверждать, ни да, ни нет. Честно говоря, названную фамилию в то время не помнил, не знал. Вообще в то время мэра города особо не информировали специальные службы о каких-то там скрытых криминальных процессах.

А.А.С.: Вы лично когда-нибудь кому-нибудь давали обещание принимать нужные решения по развитию Гусинобродского рынка?

В.Т.: Нет, конечно, не только по рынкам, вообще никогда, я не могу принимать какие-то обязательства, тем более решения, которые не только на грани закона, но и которые не отвечают моим нравственным принципам, требованиям к работе, отношению с людьми. Никогда таких разговоров ни с кем не было и быть не могло.

Елена Громкова

Фото Татьяны Кривенко

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
265
Форумы
ТОП 5
Мнение
И никакого гипноза. Бывший опер рассказал о тайной формуле, по которой «капитаны ФСБ» лишают россиян жилья и денег
Сергей Колосовский
адвокат
Мнение
«Не хватало мне любви по жизни, и я ее покупал»: честный рассказ человека с огромными долгами по кредиткам
Дмитрий М.
Мнение
«Мужик грозил ножом, женщины кидались с кулаками»: случаи в такси, от которых ни один водитель не застрахован
Наталья
Мнение
«Новосибирск громко заявил бы о себе»: сибиряк предложил решить проблему пробок «воздушным метро» — схема прилагается
Вячеслав Агапов
Мнение
«Везла 15 кг за 200 рублей». Курьер — честно о зарплате и сложностях работы
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Рекомендуем
Знакомства
Объявления