Город «Уехали, когда начали стрелять возле подъезда»

«Уехали, когда начали стрелять возле подъезда»

В Новосибирскую область приехали 1600 беженцев с Украины — их поселили в гостиницы и санатории, пообещав работу за 35 тысяч рублей и детсады без очереди

В Новосибирск прибыла первая организованная группа беженцев с Украины — 176 человек. До этого в область украинские переселенцы приезжали в частном порядке — к знакомым, родственникам, на временную работу или просто уезжали подальше от мест, где идут военные действия. Новосибирская область, по данным УФМС, с начала года уже приняла порядка 1600 граждан Украины — тех, кто встал на учет в миграционной службе. Однако назвать беженцами из них можно пока лишь 163 человека — тех, кто попросил временного убежища.Корреспондент НГС.НОВОСТИ побывал в пунктах размещения беженцев и узнал, как они живут и чего боятся до сих пор.

14 августа в 14:15 на вокзал Новосибирск-Главный прибыл поезд, в котором приехали 176 украинских беженцев, в основном — бывших жителей Луганской области. Это первая большая группа украинцев, приехавших к нам из Ростовской области, где находятся переселенческие пункты.

С целью же получить временное убежище в УФМС обратилось на 13 августа 163 человека, прибывших в основном из Луганска и Донецка. Основную массу переселенцев, которым требуется жилье, разместили в пансионате «Парус», расположенном в поселке Кудряшовский, Доме ветеранов и в Областном центре социальной адаптации, где обычно селят бомжей. Прибывших 14 августа поселили в гостинице «Центральная» и хостеле «Зори». Корреспондент НГС.НОВОСТИ отправился в Дом ветеранов и центр социальной адаптации, чтобы увидеть, как живут переселенцы и на что они надеются.

Какая-то настороженность и даже испуг были заметны почти везде: в Доме ветеранов, например, запретили снимать как живут переселенцы — вахтерша даже возмутилась, увидев фотосъемку главного входа в здание:

Дом ветеранов — одно из мест, где проживают в Новосибирске украинские переселенцы

«Вы что сняли, как привезли вещи? Лучше тогда напишите, что везти их надо не к нам, а на Римского-Корсакова, 10», — заметила пожилая женщина. В этот момент к крыльцу Дома ветеранов подъехала частная машина — кто-то привез переселенцам одежду. Уполномоченный по делам беженцев и вынужденных переселенцев Ян Богуто объяснил и запреты на фотографирование, и нежелание беженцев, проживающих в Доме ветеранов, общаться с журналистами опасением за жизнь их родственников и знакомых — тех, кто остался на Украине.

«А что вы думаете? — с легким одесским акцентом заявила Наталья (имя изменено. — И.К.) — единственная, кто согласилась пообщаться с журналистом. — Такие публикации везде отслеживаются, и родные, кто не уехал в Россию, могут пострадать».

Наталья тоже боялась сказать лишнее — уточнила лишь, что сама она учитель физкультуры, а муж — медик. Выехали из Одессы в Россию с двумя детьми, когда, по ее словам возникла реальная угроза для жизни мужа. Из рассказа Натальи стало понятно, что представители украинской власти имели определенные виды именно на ее мужа, который, судя по всему, был одним из активных участников столкновений в Одессе. В Доме ветеранов, по словам Натальи, все живут очень хорошо. Помощь благотворительных фондов и частные пожертвования позволили купить холодильники, которые опять же совместными усилиями заполнили продуктами. Ян Богуто уточнил, что очень много овощей и других продуктов привезли, например, представители узбекской общины.

Комната в Областном центре социальной адаптации, рассчитанная на десятерых, где живет беженка из Луганска Валентина вместе с шестью соседками

«Что меня приятно здесь поразило? У вас такие добрые люди! Нас так хорошо приняли. Вы так и напишите... А еще у вас очень вкусная вода», — улыбнулась одесситка.

У плотника Виктора и маляра-отделочницы Валентины, приехавших в частном порядке в Новосибирск из Луганска еще в июле, немного другая история, хотя причины переезда все те же — опасения за свою жизнь. Виктор жил на Украине с 1987 г., но с российским гражданством и по миграционной карточке, а его жена Валентина — украинка. Говорят, это никогда не мешало, пока не начались известные события. Виктор утверждает, что однажды выехал по делам из сепаратистского Луганска на территорию, которую контролировал «Правый сектор». По его словам, на одном из блокпостов Нацгвардии маршрутку остановили и всех пассажиров заставили кричать «Слава Украине! Героям слава!» Беженец говорит, что промолчал, за что ему сломали челюсть прикладом автомата.

«Уехали, когда стрелять уже начали возле подъезда. В нашем доме 9 этажей, мы голосовали (на референдуме. — И.К.) за то, чтобы уйти в Россию. А половина жителей дома считала, что надо оставаться в составе Украины. А потом сказали, что когда придет украинская власть, они всех посдают, кто агитировал за Россию. Наши друзья, с кем мы росли с детства, повычеркивали нас из «Одноклассников» после того как увидели, что мы ставим лайки на картинках, где Путина призывали ввести войска. Правда, сейчас эти друзья сами бегут сюда», — рассказала Валентина. Валентина и Виктор живут в Областном центре социальной адаптации, так называемом «бомжатнике» — режимном предприятии, откуда можно выйти только после 8 утра, а зайти следует не ранее 16:00, но обязательно до 21:00. «Кормят нас очень хорошо. Два раза в день. Утром дают гречневую кашу, хлеб, чай. Вечером борщ давали. Вкусный, как и украинский. Нам бы найти постоянную работу — сейчас этим занимаемся — тысяч по 20 хотя бы. Тогда ипотеку можно взять или снять свое жилье. А так у нас осталась двухкомнатная квартира в центре Луганска. А родительский частный дом разбомбили».

В министерстве труда НСО уточнили, что для беженцев с Украины специально оговорены условия о том, что работодатель должен найти возможность предоставить им жилье.

Если возможности нет, то выставлять заявку в специализированный банк вакансий работодатель может, только если должность предполагает зарплату не менее 35 тыс. руб. — чтобы переселенцы могли оплатить аренду жилья.

Такая работа, заявили в минтруда, есть в больницах Карасукского, Сузунского, Татарского, Чулымского районов, в Бердском строительном тресте, заводах «НЭВЗ-Керамикс», «Сиблитмаш» и других предприятиях. «До конца года к нам, согласно квоте, которая утверждена постановлением Правительства РФ, должно приехать около 6000 граждан с Украины. Информация [о вновь прибывающих] обновляется и меняется каждый день», — сообщил начальник отдела анализа, планирования и контроля УФМС по НСО Андрей Якушев, заметив, что невозможно спрогнозировать, сколько украинцев и когда приедет в очередной раз.

Сколько будут жить переселенцы во временных местах проживания, в УФМС уточнить не смогли. Заместитель врио губернатора Новосибирской области Кирилл Колончин, встречавший на вокзале прибывших беженцев, сообщил, что организационно властям отводится до 90 дней на так называемую опеку. «В основном это молодые люди с детьми, средний возраст — от 30 до 45 лет, именно та категория экономически активная, которой надо будет срочно подбирать работу. Детей — в детский сад без очередей и в школу. Мы надеемся, что наши сограждане поймут, что эти люди находятся в тяжелой ситуации, и это вынужденная мера», — заметил по прибывшим с поездом переселенцам г-н Колончин, добавив, что детей в этой группе было не более 30. Естественно, все переселенцы из предполагаемых по квоте 6000 человек не останутся в городе, а будут расселены по области, откуда в новосибирском правительстве уже получают заявки на трудовые вакансии.

Илья Калинин

Фото автора

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
886
Форумы
ТОП 5
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Рекомендуем
Знакомства
Объявления