17 января воскресенье
СЕЙЧАС -8°С

«Он жил на широкую ногу»

В Новосибирске исчезло турагентство с десятками миллионов клиентских денег — вместе с ним куда-то делся его директор, владелец «Мазерати» и нового «айфона»

Поделиться

Поделиться

Около 40 клиентов турагенства «Санрид» подали в полицию заявления о том, что стали жертвами мошенничества, сообщила 10 января пресс-служба ГУВД НСО. В полицию пострадавшие обращались, обнаружив, что оплаченные ими туры (часто — на новогодние каникулы) либо аннулированы, либо вообще не оформлялись у туроператора. Директор агентства Александр Дудин объявлен в розыск, полиция ведет доследственную проверку.

Проблемы у клиентов «Санрид» начались в конце 2013 года. «30 декабря поздно вечером позвонила менеджер турагентства, сказав, что их директор Александр сегодня в обед пропал. Телефоны все выключены. Также она сообщила о том, что наша поездка не состоится. Александр попросту не оплатил ее», — рассказала пострадавшая Анна Попова, собиравшаяся 9 января лететь на Пхукет. Другой клиент, Максим, сообщил, что поездку на лечение в Чехию в конце января он оплатил еще в сентябре 2013 года, а о проблемах у «Санрид» узнал из теленовостей.

ВИДЕОРЕКЛАМАРолик просмотрен

Теперь пострадавшие объединились и переписываются на странице «ВКонтакте» пользователя Александра Дудина 1983 года рождения. Среди клиентов «Санрид» оказалось много знакомых директора или их знакомых. Многие клиенты успели за время существования «Санрид» (ООО зарегистрировано в июне 2011 года) воспользоваться ее услугами несколько раз — и остались довольны результатом.

Офис «Санрид» располагается в центре Новосибирска — в ЖК «Солярис», — однако сейчас не работает. По свидетельству клиентов, и сам офис, и компетентность работавших в нем трех девушек-менеджеров, и директор, «спокойный и уравновешенный», — все производило впечатление успешного предприятия.

«Александр не только снимал офис в самом дорогом месте, но и жил на широкую ногу: ездил на «Мазерати», у него всегда первого появлялась новая модель «айфона», —

рассказал Георгий, старый знакомый директора «Санрид», потерявший 270 тыс. руб. (стоимость тура в Турцию на семью из 6 человек).

Разгневанные путешественники уверены, что Александр Дудин давно спланировал побег с их деньгами. Представители же туроператоров склонны считать, что крах «Санрид» был результатом ошибки, а не злого умысла. Член правления Новосибирской ассоциации туристических организаций (НАТО) Игорь Соловьев предполагает, что доходы агентства перестали покрывать текущие расходы.

Такое, по свидетельству господина Соловьева, происходит, когда турагентство, — особенно небольшое и молодое, — чтобы набрать и удержать базу клиентов, слишком щедрна скидки: «Рынок очень конкурентный: в Новосибирске сейчас — около 600 турфирм. Схема одна: они покупают туры у крупных операторов и продают туристам с комиссией 10 %. Соответственно, если они делают туристу скидку более 5 %, бизнес становится малорентабельным». Далее, как объясняет Игорь Соловьев, у демпингующего агентства копятся долги перед туроператорами, и оно начинает рассчитываться по ним деньгами следующих клиентов; в итоге примерно раз в полгода-год какая-нибудь турфирма лопается. «Из-за мягкотелости или неумения вести бизнес Александр делал скидки, с которыми нельзя не разориться», — согласна руководитель представительства туроператора Tez Tour в Новосибирске Галина Машухова.

Потерпевшие, с которыми побеседовала корреспондент НГС.НОВОСТИ, не слишком верят в то, что им удастся вернуть хотя бы стоимость сорвавшегося путешествия. По словам Игоря Соловьева, у тех пострадавших, кто оплатил свой будущий тур, даты которого еще не подошли, например, наполовину, есть шанс договориться с туроператором о выкупе тура на 25–30 % дешевле (так, они потеряют только 20–30 % его стоимости, а не всё). У тех же, кто уже отдал 100 %, вернуть деньги шансов мало: «Суд, конечно, может постановить вернуть им деньги, но у фирмы их, похоже, нет». Некоторые постоянные клиенты вообще передавали директору деньги, не заключая договор, рассказал представитель ГУВД НСО Антон Сурнин.

ВИДЕОРЕКЛАМАРолик просмотрен

На тот момент, когда постоянные клиенты оставляли без формальностей в «Санрид» деньги, агентство с точки зрения туроператоров уже выглядело плохо.

По свидетельству Игоря Соловьева, только одному из крупных операторов оно задолжало около 3 млн руб. В «Пегас Туристик» заявили, что расторгли отношения с «Санрид» в сентябре 2013-го, в Tez Tour рассказали, — что перестали работать с «Санрид» более полугода назад именно из-за того, что агентство просрочивало оплату забронированных туров.

Игорь Соловьев в ответ на возможные упреки отвечает, что у Новосибирской ассоциации туристических организаций не так уж много инструментов для воздействия на сомнительных игроков: «Мы — общественная организация и не располагаем официальными полномочиями. Если мы публично заявим о том, что то или иное агентство рискованно ведет бизнес, это будет повод для иска».

Чтобы не остаться дома из-за разорения агентства, представители туроператоров советуют настораживаться при скидке больше 5 % и считать однозначно опасной скидку, которая приближается к 10 %. Представитель ГУВД НСО Антон Сурнин добавляет: «Хотя есть много маленьких фирм, которые работают честно и качественно, больше уверенности при обращении в крупные проверенные компании.

Но главное — должен быть составлен договор. И если его предлагают оформить как-нибудь потом — это повод задуматься о том, стоит ли вообще иметь дело с этой фирмой».

По оценке экспертов, дело «Санрид» похоже на дело оставившей без отпуска около 80 туристов в мае 2013 года фирмы «С-тур». Тогда причиной ее разорения в НАТО тоже назвали чрезмерные скидки. Впрочем, новость «Мы никуда не едем» может настигнуть не только пассивных потребителей услуг турагентов, но и активных самостоятельных путешественников. Конец 2013 года отмечен сразу двумя случаями массового аннулирования авиабилетов. Так, в октябре «Владивосток Авиа», ранее выбросившая на рынок дешевые билеты до Таиланда, отменила рейсы и вернула деньги. В начале января уже федеральной новостью стало аннулирование 6 тыс. авиабилетов, ранее проданных увязшим в долгах сервисом Eviterra.

Елена Полякова

Фото thinkstockphotos.com

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Подписаться

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...