Десятки новосибирцев купили в фешенебельном агентстве «Санрид», расположенном в центре города, туры на новогодние каникулы, — и остались дома, потому что путевки оказались недействительными. Директора агентства, исчезнувшего с миллионными долгами, ищет полиция. По каким признакам можно узнать готовое лопнуть турагентство, разбиралась корреспондент НГС.НОВОСТИ.
Около 40 клиентов турагенства «Санрид» подали в полицию заявления о том, что стали жертвами мошенничества, сообщила 10 января пресс-служба ГУВД НСО. В полицию пострадавшие обращались, обнаружив, что оплаченные ими туры (часто — на новогодние каникулы) либо аннулированы, либо вообще не оформлялись у туроператора. Директор агентства Александр Дудин объявлен в розыск, полиция ведет доследственную проверку.
Проблемы у клиентов «Санрид» начались в конце 2013 года. «30 декабря поздно вечером позвонила менеджер турагентства, сказав, что их директор Александр сегодня в обед пропал. Телефоны все выключены. Также она сообщила о том, что наша поездка не состоится. Александр попросту не оплатил ее», — рассказала пострадавшая Анна Попова, собиравшаяся 9 января лететь на Пхукет. Другой клиент, Максим, сообщил, что поездку на лечение в Чехию в конце января он оплатил еще в сентябре 2013 года, а о проблемах у «Санрид» узнал из теленовостей.
Теперь пострадавшие объединились и переписываются на странице «ВКонтакте» пользователя Александра Дудина 1983 года рождения. Среди клиентов «Санрид» оказалось много знакомых директора или их знакомых. Многие клиенты успели за время существования «Санрид» (ООО зарегистрировано в июне 2011 года) воспользоваться ее услугами несколько раз — и остались довольны результатом.
Офис «Санрид» располагается в центре Новосибирска — в ЖК «Солярис», — однако сейчас не работает. По свидетельству клиентов, и сам офис, и компетентность работавших в нем трех девушек-менеджеров, и директор, «спокойный и уравновешенный», — все производило впечатление успешного предприятия.
«Александр не только снимал офис в самом дорогом месте, но и жил на широкую ногу: ездил на «Мазерати», у него всегда первого появлялась новая модель «айфона», —
рассказал Георгий, старый знакомый директора «Санрид», потерявший 270 тыс. руб. (стоимость тура в Турцию на семью из 6 человек).
Разгневанные путешественники уверены, что Александр Дудин давно спланировал побег с их деньгами. Представители же туроператоров склонны считать, что крах «Санрид» был результатом ошибки, а не злого умысла. Член правления Новосибирской ассоциации туристических организаций (НАТО) Игорь Соловьев предполагает, что доходы агентства перестали покрывать текущие расходы.
Такое, по свидетельству господина Соловьева, происходит, когда турагентство, — особенно небольшое и молодое, — чтобы набрать и удержать базу клиентов, слишком щедрна скидки: «Рынок очень конкурентный: в Новосибирске сейчас — около 600 турфирм. Схема одна: они покупают туры у крупных операторов и продают туристам с комиссией 10 %. Соответственно, если они делают туристу скидку более 5 %, бизнес становится малорентабельным». Далее, как объясняет Игорь Соловьев, у демпингующего агентства копятся долги перед туроператорами, и оно начинает рассчитываться по ним деньгами следующих клиентов; в итоге примерно раз в полгода-год какая-нибудь турфирма лопается. «Из-за мягкотелости или неумения вести бизнес Александр делал скидки, с которыми нельзя не разориться», — согласна руководитель представительства туроператора Tez Tour в Новосибирске Галина Машухова.
Потерпевшие, с которыми побеседовала корреспондент НГС.НОВОСТИ, не слишком верят в то, что им удастся вернуть хотя бы стоимость сорвавшегося путешествия. По словам Игоря Соловьева, у тех пострадавших, кто оплатил свой будущий тур, даты которого еще не подошли, например, наполовину, есть шанс договориться с туроператором о выкупе тура на 25–30 % дешевле (так, они потеряют только 20–30 % его стоимости, а не всё). У тех же, кто уже отдал 100 %, вернуть деньги шансов мало: «Суд, конечно, может постановить вернуть им деньги, но у фирмы их, похоже, нет». Некоторые постоянные клиенты вообще передавали директору деньги, не заключая договор, рассказал представитель ГУВД НСО Антон Сурнин.
На тот момент, когда постоянные клиенты оставляли без формальностей в «Санрид» деньги, агентство с точки зрения туроператоров уже выглядело плохо.
По свидетельству Игоря Соловьева, только одному из крупных операторов оно задолжало около 3 млн руб. В «Пегас Туристик» заявили, что расторгли отношения с «Санрид» в сентябре 2013-го, в Tez Tour рассказали, — что перестали работать с «Санрид» более полугода назад именно из-за того, что агентство просрочивало оплату забронированных туров.
Игорь Соловьев в ответ на возможные упреки отвечает, что у Новосибирской ассоциации туристических организаций не так уж много инструментов для воздействия на сомнительных игроков: «Мы — общественная организация и не располагаем официальными полномочиями. Если мы публично заявим о том, что то или иное агентство рискованно ведет бизнес, это будет повод для иска».
Чтобы не остаться дома из-за разорения агентства, представители туроператоров советуют настораживаться при скидке больше 5 % и считать однозначно опасной скидку, которая приближается к 10 %. Представитель ГУВД НСО Антон Сурнин добавляет: «Хотя есть много маленьких фирм, которые работают честно и качественно, больше уверенности при обращении в крупные проверенные компании.
Но главное — должен быть составлен договор. И если его предлагают оформить как-нибудь потом — это повод задуматься о том, стоит ли вообще иметь дело с этой фирмой».
По оценке экспертов, дело «Санрид» похоже на дело оставившей без отпуска около 80 туристов в мае 2013 года фирмы «С-тур». Тогда причиной ее разорения в НАТО тоже назвали чрезмерные скидки. Впрочем, новость «Мы никуда не едем» может настигнуть не только пассивных потребителей услуг турагентов, но и активных самостоятельных путешественников. Конец 2013 года отмечен сразу двумя случаями массового аннулирования авиабилетов. Так, в октябре «Владивосток Авиа», ранее выбросившая на рынок дешевые билеты до Таиланда, отменила рейсы и вернула деньги. В начале января уже федеральной новостью стало аннулирование 6 тыс. авиабилетов, ранее проданных увязшим в долгах сервисом Eviterra.
Елена Полякова
Фото thinkstockphotos.com