Бывает, что для появления нового изваяния достаточно очень частной инициативы, иногда граничащей с эстетическим терроризмом. Так, в 2012 г. владелец магазинчика на Урицкого Аббас Гусейнов установил напротив своей лавки похожий на ванну фонтан, увенчанный обнаженной натурой, наивно изображающей бронзу. Магазин господин Гусейнов уже продал, фонтан иссяк, а дева осталась.
Еще одна фигура добавилась к пантеону одиозных городских скульптур: памятнику колбасе на Северо-Чемском жилмассиве, огнедышащим соболям на Красном проспекте, любимой женщине зеленщика Аббаса, принимающей ванну на улице Урицкого, и многим другим. В центре Новосибирска появилось изваяние беременной женщины и предполагаемого отца будущего ребенка. Скульптура установлена в центре аллеи Семьи — вдоль улицы Щетинкина, недалеко от академии водного транспорта. Корреспонденты НГС.НОВОСТИ подготовили путеводитель по другим образцам городской скульптуры Новосибирска, выбрав среди знаменитых и наоборот практически неизвестных объектов полтора десятка — примечательных своей новизной, художественной удачей или наоборот выдающейся нелепостью.
Не дожидаясь, пока горожане придумают легенду появившейся на прошлой неделе на аллее Семьи скульптуре (да и придумают ли), оргкомитет изобрел ее сам: потереть живот женщины — к неминуемой беременности. «Есть такая примета у живых людей», — пояснил скульптор Павел Слободчиков. Его 15-летний опыт включает многочисленные могильные изваяния на кладбищах Новосибирска, а также скультуру «Геолог» в Иркутске.
Другая городская скульптура из недавних — памятник герою песни группы «Иван-Кайф» «Иду один» (в Академгородке). Полмиллиона рублей собрали друзья покойного лидера «Иван-Кайфа» и КВНщики. Большинство городских скульптур появляются по инициативе снизу. Но памятник «на свои деньги» может сопровождать и щедрая сумма из бюджета на благоустройство территории (так было с памятником учителю на Владимировской). На этом фоне памятник одинокому прохожему выглядит по-настоящему народным — он скромен, симпатичен и понятен.
Инициатива по установке городской скульптуры может исходить от общественной организации или коммерческой структуры. Так «Синар» в 2011 г. поставил памятник швейной машинке «Зингер», сыгравшей важную роль в истории российской легкой промышленности.
А руководство Центрального рынка в 2011-м украсило окрестности этой сценкой. Городской скульптуры в Новосибирске, на самом деле, больше, чем кажется на первый взгляд: только за последние три года появилось больше десятка изваяний, не считая тех, что остаются от плодовитого фестиваля каменной скульптуры. Многое скрывается в закоулках тихого центра или даже в спальных районах.
Археологи будущего будут благодарны за информационную насыщенность «Деловой женщины» — еще одной корпоративной скульптуры на улице Мичурина: непроницаемо-презрительное выражение лица и эротический костюм в обтяжку - именно так представляли себе женский успех во времена дикого капитализма.
Автор железных фигур сказочных героев на афишных тумбах вдоль улицы Богдана Хмельницкого — брат бывшего главного архитектора Новосибирска Арбатского.
Кованые фигуры фотографа и позирующих ему мужчины и ребенка — часть композиции «Аллея памяти призыва» на улице Холодильной (здесь в 50-80-е гг. находился призывной пункт военного комиссариата). В той же композиции — парень в тельняшке, прощающийся с девушкой, и вальсирующая пара. Вся композиция (созданная в 2007-2011 гг.) – благоустройство улицы строительной компанией «Русь».
Не самая известная, но притом одна из самых симпатичных городских скульптур Новосибирска – «Трон» (иногда ее называют «Трон дураков») на улице Депутатской, недалеко от мэрии.
Оккупированный лилипутами железный трон со встроенной короной был сделан и раньше стоял в Омске. В 2001 году его купил новосибирский владелец арт-галереи (по слухам) и перевез в Новосибирск.
Самый странный памятник Новосибирска скрывается на Северо-Чемском жилмассиве — у ворот районного рынка еще в 90-е годы установили реалистичное изображение палки полукопченой колбасы.
Ежегодно симпозиум каменной скульптуры дает дюжины плодов. Один из самых известных — стоящее с 2008 г. у Дома Ленина изваяние девочки Маришки с котенком Муренкой. Недавно неизвестный автор, очевидно, цитируя дадаиста Марселя Дюшана, пририсовавшего в 1919 г. усы Моне Лизе, снабдил Маришку гитлеровским пучком под носом.
Вероятно, самую одиозную репутацию среди архитекторов, урбанистов и прочих экспертов имеет композиция с соболями на Красном проспекте, соавтором которой был главный художник Новосибирска Юрий Бурика.
Еще одна малоизвестная городская скульптурка — миниатюрная Пизанская башня на улице Кирова, оставшаяся от события немногим более известного — 2011 г. был объявлен годом Италии в России.
Недалеко от Пизанской башни на пересечении Кирова и Шевченко, в неухоженном сквере скрывается огромный Змей Горыныч с Кащеем, увенчивающий недоделанный фонтан. Детям должно нравиться.
Одна из самых известных городских скульптур Новосибирска — установленный в 2006 г. по инициативе ГИБДД и «Авторадио» памятник первому в городе светофору возле школы на Серебренниковской.
Материал подготовили Елена Полякова и Анна Золотова