NGS
Погода

Сейчас+6°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+6°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +2

4 м/c,

сев.

758мм 39%
Подробнее
4 Пробки
USD 92,51
EUR 98,91
Реклама
Город Владимир Бородкин: заклинатель «Кобры»

Владимир Бородкин: заклинатель «Кобры»

Умер создатель самых неоднозначных небоскребов современного Новосибирска, наиболее красивые и уродливые здания — в фоторепортаже НГС.НОВОСТИ

Заслуженный архитектор России Владимир Бородкин скончался 15 января, катаясь на лыжах в Альпах. Накануне архитектору исполнился 71 год — за это время по его проектам были построены многие знаковые здания, сформировавшие облик Новосибирска. По мнению других архитекторов, Владимир Бородкин смог бы реализовать себя более полно, если бы работал в Лондоне или Барселоне, но повезло Новосибирску. НГС.НОВОСТИ посмотрели на формирование неоднозначного современного облика города через творчество одного архитектора.

Справка: Бородкин Владимир Васильевич — заслуженный архитектор России, родился в 1942 г. в Красноярском крае. В 1965 г. окончил архитектурный факультет НИСИ им. В.В. Куйбышева (ныне НГАСУ). За свою жизнь Владимир Бородкин был главным архитектором города, руководителем персональной творческой мастерской и профессором кафедры архитектуры гражданских зданий НГАХА, председателем новосибирского отделения Союза архитекторов. В последние годы работал главным архитектором Инженерного бюро Феликова Д.А. Умер 15 января 2013 г., предположительно от разрыва тромба или кровоизлияния, вызванного высоким внутренним давлением.

Самая известная работа Владимира Бородкина — бизнес-центр «Кобра», включенный в 2011 году в шорт-лист 12 лучших зданий России. По словам архитектора Игоря Поповского, Владимир Бородкин придумал «Кобру» до того, как появился заказчик, и это прорыв в творчестве архитектора.
Елена Игнатович, работавшая с Бородкиным над многими проектами, показала, какой задумывалась «Кобра» (проектирование с 2004 по 2008 год). По ее мнению, этот проект удался, поскольку архитектор сумел найти подход к заказчику, несмотря на трудные переговоры.
Вместе с торговым центром «Манхэттен», который также спроектировал Бородкин, и зданием «РосЕвроПлазы» «Кобра» формирует новосибирский «Сити». Комплекс «Манхэттен» должен был состоять из нескольких зданий (2003–2008), но достроен только ТЦ.
Темно-синяя высотка в составе комплекса «Манхэттен» давно стоит без движения. В компании, которая его строила, — ЗАО «Труд» — не исключали ее превращение в гостиницу или жилой дом. Но эксперты уверены, что по нормативам здание не удастся перепрофилировать.
Такой в 2008 году была задумана 11-этажная 4-звездочная гостиница для итальянской сети отелей Domina Hotel Group. Здание гостиницы площадью 17 160 кв. м на 203 номера активно строится на пересечении ул. Ленина и Димитрова, дополняя ряд зданий Бородкина в этом районе.
«Он звонил и говорил: «У меня опять «бред», будешь со мной работать?» — рассказывает о Владимире Бородкине Елена Игнатович. — Брался за непростые проекты. Феликов (директор бюро, в котором работал Бородкин) его называл «гениальный», но он был скромным человеком».
Жилье в этом доме «Парк Хаус» на ул. Урицкого (спроектирован в 2002 году) было очень дорогим еще во время строительства. Сейчас огромные квартиры в нем выставлены на продажу по цене от 24 млн до 45 млн руб.
Владимир Бородкин жил и работал в спроектированном им самим доме на ул. Депутатская, 2, который был построен в 1997 году.
Еще один жилой дом, возведенный по проекту Бородкина, находится напротив Центрального парка. Цены на квартиры в ЖК «Солярис» (проектирование: 2002–2006) также одни из самых высоких в городе.
Заказчик этого бизнес-центра долго не мог начать его строить, поэтому мэрия Новосибирска разбила на этом месте сквер с фонтаном.
В квартале на Щетинкина по проектам Бородкина были построены жилые дома, а также начато строительство бизнес-центра «САРЭТ», внешний облик которого вызывает спорные оценки. Центр культурно-делового общения был спроектирован еще в 2000–2002-м, «САРЭТ» — в 2005–2006-м.
«Насколько увлеченно, с блеском в глазах и уверенностью в своей правоте он рассказывал про «Кобру», настолько сдержанным и закрытым он был по отношению к «САРЭТу». И кроме него никто до конца не знает всей этой истории», — рассказывает архитектор Артур Лотарев.
Предполагалось, что здание будет иметь более светлый фасад. Опрошенные эксперты уверены, что решающее значение с «САРЭТом» сыграло давление заказчика. По словам Игоря Поповского, историю этого проекта Бородкин тяжело переживал, хотя внешне не показывал.
ТЦ «Москва» на ул. Крылова был спроектирован, как и многие другие здания, для ЗАО «Труд» в 2003–2004-м. В бюро Феликова не стали говорить, сколько стоила работа Бородкина над проектами. Сейчас стоимость проектных работ в Новосибирске — от 500 до 1000 руб. за кв. м.
Торговый центр «Зеленые купола» спроектирован в 1995 году — в то время он выделялся среди торговых центров советского формата.
Дворец культуры и спорта «Сибсельмаш» начали возводить в 1979 году, но он все еще не завершен. В центральной секции Бородкиным был задуман 22-метровый бассейн. Как заявлял в конце 2012 года мэр Владимир Городецкий, возможно, что здание перепрофилируют под киноконцертный зал.
Без рекламных вывесок на фасаде проект ТЦ «Гранит» (проект 2002–2003) выглядит опрятнее. ТЦ «Александровский» на площади Маркса также построен по проекту Бородкина (2002), в свое время туда переехала неприглядная барахолка с площади Маркса.
Для НЭТИ-НГТУ спроектированы жилые дома по ул. Новогодней, также среди проектов Бородкина — каскадные дома Шевченковского жилмассива, комплекс зданий СибАГС, приют милосердия в Кировском районе и техникум физкультуры на Горской.
По словам Елены Игнатович, Владимир Бородкин предпочитал неоклассику, хотя и хайтек в его работах проскальзывал. В бюро Феликова добавили, что архитектор любил кирпичные здания с башнями. Этот жилой дом на ул. Горького спроектирован в 1999 году.
Архитектор Тарас Туманик сообщил, что творчество Владимира Бородкина всегда было на виду и вызывало большой интерес. Он не ограничивался эскизами, которые потом передавались бы исполнителям рабочей документации, а участвовал в детальной проработке своих идей.
Проект нового здания театра музкомедии мэрия не допустила к участию в конкурсе по формальным причинам (несоответствие заявки требованиям документации). При максимальной цене конкурса в 1 200 440 руб. один из участников конкурса представил сразу 2 проекта стоимостью 1 руб.
Один из последних реализованных с бюро Феликова проектов Бородкина — малоэтажный микрорайон «Солнечная поляна» в Краснообске.
Как рассказала Елена Игнатович, последнее, над чем работал архитектор перед отъездом в Альпы, — гостиница для Дома актеров. По замыслу, она должна вырасти вплотную к Дому актеров, расположенному на ул. Серебренниковской.
Фасад гостиницы Дома актеров со стороны сквера Героев Революции.
Так выглядел католический костел по ул. Каменской, нарисованный Владимиром Бородкиным. Проект костела выполнен в 1992 году, здание построено в 1997 году. Архитектура собора основана на стилизации форм романской и готической архитектуры Западной Европы.
«Он любил по городу ходить и задумываться, а что бы здесь могло быть построено. На работу приходил в 8 утра, все опаздывают, а он уже за кульманом. Не был категоричен, понимая, что мир разный и сложный, и город разный и сложный», — говорит Игорь Поповский.
Разница в уровне крыш католического костела дает возможность размещения больших витражей, освещающих внутреннее пространство собора. Взметнувшаяся на высоту 20 м остроконечная кровля над алтарной частью напоминает образ готических храмов эпохи Средневековья.
«Он такой кристалл, который не ломается, не прогибается, не затуманивается и отсвечивает всеми гранями», — вспоминает об архитекторе Елена Игнатович. Создавать знаковые работы ему помогал коллектив Инженерного бюро Феликова Д.А., со многими коллегами он начинал работать в «Новосибгражданпроекте».
«Конечно, творчество Владимира Васильевича оказало колоссальное влияние на облик Новосибирска, — думает Артур Лотарев. — Все его объекты реализованы на грани возможного, с учетом множества компромиссов, на которые он сознательно шел только для того, чтобы они были построены».
«Он смог бы реализовать себя более полно, если бы работал архитектором где-нибудь в Лондоне или Барселоне, — здесь присутствует элемент определенной трагедии. Он был человек огромного потенциала и при этом любил Новосибирск. Поэтому городу повезло больше», — заключает Артур Лотарев.
Материал подготовили Елена Сафронова и Стас Соколов, фото 2, 6, 10, 17, 20, 21, 23–26 предоставлены Еленой Игнатович, фото 5, 9, 22, 30 предоставлены Инженерным бюро Феликова Д.А.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления