На прошлой неделе благополучно нашлась пропавшая ранее 18-летняя жительница Новосибирска. На ее поиски мобилизовали полицию, добровольцев и СМИ, а она просто сама ушла из-за конфликтов с семьей. Поиски таких на самом деле не пропавших девушек за последний год стали тенденцией. Много ли новосибирцев на самом деле пропадают без вести, как их ищут и где чаще всего находят, НГС.НОВОСТИ рассказал начальник отдела разыскной работы ГУ МВД России по Новосибирской области Евгений Чуйко. В интервью он поведал о замороженных трупах и «гулящих» женщинах, а также призвал новосибирцев массово пройти дактилоскопию, чтобы быть похороненными по-человечески.
Справка: За 10 месяцев 2012 года в Новосибирской области 2375 человек поставлено в розыске как пропавшие без вести (из них 64 человека с психическими отклонениями, 406 граждан, утративших связь с родственниками). Еще около 10 % от этой общей цифры — пропавшие, нашедшиеся в тот же день, не попавшие в статистику. Всего за 2012 год 119 человек из числа пропавших найдены мертвыми в течение года.
На прошлой неделе нашлась очередная девушка, которая на самом деле никуда не пропадала, а просто пожила вне дома…
Ну она же все равно пропадала — дома-то ее не было.
Но она же совершеннолетняя — вроде не обязана отчитываться. Как отличить пропавших без вести от тех, кто просто ушел по своей воле?
Если человек исчез внезапно, без видимых к тому причин, местонахождение и судьба его остаются неизвестными — значит, пропал без вести. А когда сказал: «Я схожу к друзьям, потом съезжу в Москву, время будет — позвоню», тогда уже не будет «безвестником», это уже называется «утративший связь с родственниками».
Получается ли заранее отличить «вышедших проветриться» от тех, кому на самом деле нужна помощь?
Есть определенные признаки, указывающие на криминальный характер исчезновения пропавших, среди которых: наличие угроз накануне, исчезновение с крупной суммой денег, совершение сделок накануне, исчезновение с транспортом, исчезновение беременной женщины и общий признак для всех безвестников — отсутствие намерений уехать. Но бывает, человек на машине, с деньгами, никогда не уходил — и пропал. Наверное, убили, думаем. А потом оказывается, что он просто где-то «загулял». А жена его ищет.
Какую долю из без вести пропавших составляют те, кто просто «проветривается»?
Да, наверное, больше половины.
Есть какая-то ответственность за то, что люди так вводят полицию в заблуждение?
Хорошо было бы, конечно, чтобы они хотя бы компенсировали затраты на их поиски — хотя бы штраф какой-то был. Столько бензина на них потратили!
Когда находите такого человека, что происходит дальше?
Он пишет объяснение, где был и почему ушел, не предупредив. Если человек совершеннолетний и дееспособный, мы обязаны спросить его, желает ли он, чтобы мы сообщили заявителю его местонахождение. Иногда говорит — не желаю.
Часто такое бывает?
Да! Такие случаи не редкие. И мы обязаны держать его местонахождение в тайне. Тогда заявитель (тот, кто его искал. — З.К.) бежит жаловаться. А прокурор бумагу от найденного проверяет, и говорит: извините, надо было воспитывать иначе. Если у вас такие отношения в семье — мы тут при чем?
Как ищут пропавших? Основные и самые эффективные методы…
Розыск пропавшего осуществляется с учетом его личности и обстоятельств, предшествующих его исчезновению. Сначала он проверяется по всем учетам — моргам, больницам. Сводки смотрим: бывает, родня человека ищет, а его задержали за квартирную кражу, например. Проверяем связи человека — родственные и иные. Объявляем его в федеральный розыск. Проводим осмотр последнего места жительства: бывало, дома же его труп и находили.
Это что за ситуации такие?
Кто-то из домашних человека убил и в полицию заявил, что тот пропал. Думал, пока искать будут где-то, он труп перепрячет. Такие примеры раз в лет пять бывают — очень редко.
А часто в Новосибирске бывает такое, что человек пропал, а его держат в соседней квартире и мучают, как в фильме «Груз 200»?
Вообще, похищения человека достаточно редко бывают. Вот на прошлой неделе искали ребенка 6-месячного, которого сожитель у матери похитил. Если про соседние квартиры: вчера нашли бабушку в районе, она была закопана в соседней половине дома, но ее убил собственный сын. Там целая «Санта-Барбара»: через несколько дней этот сын убил еще одного человека, а брат того человека убил его самого.
Какие-то новые методы поиска появились?
ДНК-тест мы сейчас стали активно использовать. У нас же, помимо недавно потерявшихся, сейчас 600 человек на остатке без вести пропавших — за все прошлые годы. И более 1000 трупов неопознанных — большая часть из них, конечно, бомжи. Если бы у нас все граждане, как в Европе, становились на геномный учет, было бы проще. Еще у нас есть добровольная дактилоскопия (снятие отпечатков пальцев. — З.К.): если умрете в неположенном месте, чтобы вас потом похоронили по-человечески. А некоторые говорят: «А вдруг я что-то совершу потом? И меня найдут по пальцам», — как вам рассуждения такие, а?
Сколько из пропавших людей находят мертвыми?
За 10 месяцев 2012 года из всех пропавших 119 человек найдены мертвыми. Но криминальных там единицы. Убитых — человек 20 за год. Остальные тихо-мирно умерли. Здесь же еще учитываются утратившие связь с родственниками: жил в другом городе, звонить перестал, а потом родственники заявление написали, что потеряли его. Он, может, умер своей смертью еще несколько лет назад, но по этому заявлению попадет в статистику текущего года.
Где чаще всего находят пропавших?
Дома. Сами приходят.
А из тех, кто реально пропал?
У знакомых, на дачах, в больницах. Например, пошел обследоваться, а у него заболевание серьезное — сразу на «скорой» увезли. Он там замешкался и не сообщил родным. Заявители-то тоже разные бывают. Некоторые через два часа уже пишут заявление. А некоторые, бывает, и через неделю. Особенно если раньше человек у них уже уходил на неделю-две.
А через два часа разве принимают заявление? Разве не через три дня, самое раннее, начинают искать?
Вот, кстати, почему-то ходит эта информация из публикации в публикацию! Нет никаких трех дней! Заявитель сам определяет момент, когда нужно писать заявление. Ну если шумят в подъезде хулиганы, человек пошел с ними разбираться и не вернулся — ну какие тут три дня, чего ждать-то?
Или как Ирина Сафонова, пропавшая в 2009-м в Академгородке, — зашла в подъезд и не дошла до квартиры… Кстати, по ее делу были какие-то новые зацепки с тех пор?
Нет, к сожалению. И такое бывает.
Стало ли в последнее время пропадать больше людей — какова динамика?
Да нет, примерно на уровне. Просто человек начитается чего-то, насмотрится — а у него кто-то домой не пришел. И он думает, что его, может, там уже убили, съели, в Гондурас увезли или пять лет в подвале будут держать. Вот у нас вчера 14 человек пропало (в НСО. — З.К.), уже к вечеру 4 вернулись, еще столько же уже, по-моему, сегодня к утру нашлось. Паниковать, в общем, не надо.
Зинаида Кузнецова
Фото Татьяны Кривенко