Количество детей мигрантов в школах Новосибирска выросло в 2,6 раз — об этом свидетельствуют специалисты управления образования мэрии Новосибирска. Руководство УФМС по Новосибирской области объясняет: столь впечатляющий скачок связан не с реальным резким приростом, а с изменением законодательства в отношении переезжающих на ПМЖ в Новосибирск жителей Казахстана и Киргизии. Директора школ, техникумов и вузов отмечают, что таджикских, казахских, киргизских и узбекских детей становится все больше (в ряде школ их доля составляет 30–50 %) — на старте многие из них приходят практически не говорящими, а на финише сдают ЕГЭ едва ли не лучше русских одноклассников.
В 2012 году в школах Новосибирска обучаются 1900 школьников из семей мигрантов — выходцев из семей бывших союзных республик (в основном из Средней Азии), планирующих перебраться в Россию насовсем. В прошлом году таких детей насчитывалось всего 700. Эти данные представила на встрече с журналистами специалист управления образования мэрии Новосибирска Лариса Аникина.
Как объяснили НГС.НОВОСТИ в УФМС России по НСО, столь резкий скачок не означает реальный резкий прирост численности детей. Просто в 2011 году было приостановлено четырехстороннее соглашение между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Кыргызстаном, согласно которому гражданство желающим переехать в Россию предоставлялось через три месяца.
Теперь казахстанцам и кыргызстанцам (50 % и 9 % соответственно от общего числа мигрантов в 2012 году) необходимо ждать гражданства 3 года. Таким образом, если в прошлые годы приезжие дети формально ничем не отличались от других, то теперь они существуют в школах в статусе «дети мигрантов» с теми же правами. «Получается, что детей столько же, просто их статус изменился», — рассказывают в миграционной службе.
Больше всего специализируется на таких детях школа № 194 в МЖК «Восточный», здесь учатся дети 19 национальностей. Немало их и в соседней школе № 199.
Любовь Колесникова, социальный педагог из 199-й школы, вспоминает «национальную трансформацию» МЖК: «Двадцать лет назад нерусских детей было не так много, а сейчас идешь по Плющихинскому и не слышишь русской речи».
Посетив школу № 194, корреспондент НГС.НОВОСТИ увидел идиллическую картинку, близкую к той, что показывают фильмы про школы США, где кроме «белых» обязательно найдутся негр, китаец и мексиканец. Во дворе бегает стайка смешливых киргизских девочек, под ручку идут узбечка и езидка. В кабинете директора английским языком занимается вьетнамец Миша. Встретились здесь также таджики, дагестанцы, армяне, монголы и цыгане.
Директор школы № 194 Тамара Дегтярева рассказывает, что постоянно сталкивается с проблемой, когда учащиеся средней школы из Средней Азии приезжают, совершенно не зная русского языка:
«И не только язык, школьная программа в Киргизии намного слабее нашей, часто приезжают жители самых отдаленных кишлаков, непонятно, вообще ходили ли дети в школу. Таких детей, несмотря на возраст, мы предлагаем родителям направить на 2-3 класса младше».
Одновременно госпожа Дегтярева отметила успехи приезжих. По ее словам, дети «нерусских национальностей» гораздо чаще учатся прилежнее, успешнее русских и становятся медалистами.
На Доске почета в школе помимо русских — узбеки, киргизы, армяне. Среди учителей — ингушка и узбечка.
В школах МЖК время от времени пресекают попытки девочек из Средней Азии надеть национальные костюмы. Единственное, с чем часто не удается справиться, — это с гигантскими серьгами у киргизок. Впрочем, со временем грани стираются и мусульманские дети за милую душу едят свинину в школьной столовой.
Тамара Дегтярева уверяет, что межнациональных конфликтов в школе нет. И единственная проблема — встречающаяся иногда неприязнь родителей друг к другу (киргизов, узбеков и таджиков). Любовь Колесникова рассказывает, что в их школе нередко слышно слово «чурка»:
«Я им объясняю так. Кто из нас «чурки»? Русские, опустившиеся, пьющие ведрами пиво у подъездов? Или киргизы, спортивные, с большими, дружными семьями? Обзывательства мы пресекаем и в самой школе живем дружно».
Однако национальные конфликты все равно случаются. Госпожа Колесникова вспоминает, как ее сына, перепутав с другим мальчиком, вдесятером избили киргизские подростки. После этого она едва смогла помешать русским друзьям сына совершить акт возмездия: «Такие случаи время от времени случаются. Агрессия и со стороны русских, и со стороны приезжих. Особенно агрессивны киргизы».
Будущее детей мигрантов педагоги видят по-разному. Тамара Дегтярева отмечает их упорство и рассказывает, что многие «приезжие» выпускники ее школы поступают в вузы. Любовь Колесникова отмечает, что большинство школьников-киргизов реализуют себя в спорте («На МЖК в спортивных секциях их процентов девяносто»). В кооперативном техникуме отмечают, что большое количество учеников-мальчиков из мигрантских семей нацелено на предпринимательство, девочки идут в медучилище, стремятся стать медсестрами и стоматологами. Что касается вузов, то процент киргизов, таджиков и узбеков там невелик. «90% — это ребята из Казахстана, других народностей из Средней Азии пока единицы», — рассказывает проректор по учебной работе НГТУ Анатолий Батаев.
Владимир Иткин
Фото Анны Золотовой