Во вторник, 10 мая, бердская «скорая помощь» срочно доставила в больницу новорожденного, сутки пролежавшего в ванной комнате рядом с умершей при родах 32-летней мамой. Ребенка обнаружили бердские спасатели, вызванные новоиспеченной бабушкой, которая никак не могла дозвониться до дочери. В квартире, куда спасатели проникли через форточку, им стало ясно, что женщина пыталась родить сама, но что-то пошло не так. Корреспондент НГС.НОВОСТИ попытался понять, ради чего женщина рисковала своей жизнью и жизнью своего ребенка.
Справка: В родильных домах на 100 тыс. новорожденных приходится менее 10 материнских смертей, при «домашних» родах — 1250. В 2010 году в Новосибирске было зарегистрировано 80 домашних родов, количество новорожденных в роддомах — более 18 тыс. (Данные главного акушера-гинеколога Новосибирска)
Во вторник днем, 10 мая, в бердский родильный дом в тяжелом состоянии был доставлен новорожденный мальчик (вес — 2700 граммов. — А.Т.), и уже оттуда с диагнозом «обезвоживание, переохлаждение» умирающего малыша госпитализировали в отделение патологии новорожденных областной больницы, сообщила главный врач Бердска Марина Сипачева. Уже синего от холода мальчика обнаружили бердские спасатели — по просьбе новоиспеченной бабушки они залезли через форточку в квартиру ее беременной дочери, не отвечавшей на звонки с самого утра. Позже выяснится, что ребенок пролежал на кафельном полу в ванной комнате около суток.
По словам главного акушера-гинеколога Новосибирска Нелли Агамян, предположительно, это могло произойти из-за тазового предлежания плода, то есть ребеночек «выходил» не головой вперед (норма), а ножками (патология). Выжил мальчик, по словам специалистов, только благодаря тому, что родился доношенным и здоровым, успел получить часть питательных веществ через пуповину, связывающую его с мертвой мамой, а также тому, что новорожденные в принципе невероятно жизнеспособны. В пятницу вечером мальчик был жив и по-прежнему находился в тяжелом состоянии, на искусственной вентиляции легких.
По словам Марины Сипачевой, Юлия с учетом ее возраста и того, что это были ее первые роды, была нетипичной беременной. Она была в женской консультации всего несколько раз, отказалась от сдачи любых анализов, в том числе УЗИ-обследования — мотивируя, что это опасно для ее будущего ребенка. Затем вовсе исчезла из поля зрения врачей, уехав в Алтайский край. «27 апреля акушерка разговаривала с ней по телефону, и женщина сообщила, что еще две недели пробудет на Алтае и потом придет на прием. Но этого не произошло», — говорит Марина Сипачева.
Уже установлено, что в день трагедии Юлия Б. не звонила в «скорую помощь» ни до начала родов, ни после. Врачи уверены, что женщина намеревалась рожать именно сама, и, судя по большому количеству ароматических свечей в ванной комнате, делать это собиралась именно там.
Официально следственная группа пока отрицает, что в квартире при родоразрешении находился еще кто-либо, кроме погибшей женщины. Но, по данным источника, близкого к следствию, у сыщиков есть основания полагать, что в квартире могла быть «домашняя акушерка», скрывшаяся сразу, как женщина перестала подавать признаки жизни.
Знакомые Юлии Б. рассказали автору, что она всегда казалась им здравомыслящей женщиной, и они не знали, что она хочет рожать сама, так как в последнее время Юля не поддерживала с ними связь. До декретного отпуска женщина работала юристом в местном отделении «Совкомбанка», жила одна, с отцом ребенка никаких отношений не поддерживала. Знала ли ее мать, что Юлия собиралась рожать сама, автору выяснить не удалось.
По словам известного новосибирского юриста Юлии Стибикиной, акушерки, оказывающие помощь при родах на дому и не имеющие на это соответствующей лицензии, нарушают уголовное законодательство и в случае смерти роженицы могут быть осуждены на срок до 5 лет. По уточнению главного акушера-гинеколога города Нелли Агамян, в Новосибирске нет ни одной частнопрактикующей акушерки, обладающей такой лицензией.
На популярных женских форумах, в частности forum.sibmama.ru, большое количество акушерок открыто предлагают свою помощь при домашних родах. Стоит это в среднем 35 тысяч рублей.
Основная мотивация в пользу такого вида родов в том, что якобы родовспоможение в государственных родильных домах поставлено на конвейер, из-за чего отсутствует индивидуальный подход к роженице. И якобы вкупе с низкой квалификацией медперсонала в роддомах это приводит к самым неблагоприятным последствиям. Таких последствий при домашних родах, по мнению частных акушерок, не бывает.
Крупнейшим уголовным делом частных акушеров был уголовный процесс в отношении руководителей питерского центра родительской культуры «Колыбелька» супругов Ермаковых. С 1995 года они активно пропагандировали роды в воде в домашних условиях. Далеко не все такие роды заканчивались удачно. Осенью 2009 года суд приговорил Елену Ермакову к 5,5 годам колонии, а ее супруга — к 5 годам условно. Также суд обязал их суммарно выплатить около 1,4 млн рублей в качестве компенсации морального вреда.
Андрей Ткачук
Фото gettyimages.com (1), Ольги Лошкаревой (2)