Православные призвали новосибирцев не поддаваться влиянию тоталитарных сект — глава городского антисектантского центра протоиерей Александр Новопашин 13 января выступил перед педагогами на XIV Рождественских образовательных чтениях и в очередной раз рассказал о вреде, который приносят обществу сайентологи, «Свидетели Иеговы» и неопятидесятники. Сознавая зыбкость определения «тоталитарная секта», НГС.НОВОСТИ решили предоставить на суд читателей обзор альтернативных духовных течений, наиболее востребованных в Новосибирске.
Справка: Секта — отколовшаяся от господствующего вероисповедания группа верующих, придерживающаяся своих взглядов. Для секты характерны замкнутость, претензии на исключительность своей роли. Термин «секта» не употребляется в нормативных актах РФ. Секта может действовать как религиозная группа в соответствии с ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», если ее деятельность не сопряжена с причинением вреда здоровью граждан, посягательствами на их личность и права, либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей. (Большой юридический словарь)
Подвергая резкой критике «секты», отец Александр Новопашин предостерегает: «Любая секта для человека неверующего страшна лишением его свободы и материальных благ, а для человека верующего гибелью его души». Эксперты совета по проведению религиоведческой экспертизы Минюста считают, что многие из перечисляемых отцом Александром религиозных движений существуют в правовом поле, хоть и деятельность, с точки зрения здравого смысла, часто выглядит мошенничеством. Всего в Новосибирске зарегистрировано более 40 религиозных организаций и конфессий, большое количество духовных течений не зарегистрированы или зарегистрированы как общественные организации. Наибольшей же популярностью, не считая традиционных конфессий, пользуются 5-6 идеологий, о которых мы и расскажем ниже.
Неопятидесятники. Современное ответвление протестантизма — пожалуй, самая многочисленная группа, существованием которой обеспокоены православные антисектанты. Их численность колеблется от 2 тысяч (оценка отца Александра Новопашина) до 20 тысяч человек (оценка приверженцев конфессии). Среди организаций — «Слово жизни», «Краеугольный камень», «Дерево жизни» и несколько десятков других.
Во время молитвы практикуют «глоссолалию», то есть входят в транс и выкрикивают бессмысленные звуки, веря в их божественную природу. Впервые массовое бормотание подобного рода случилось в 1906 году на улице Азуза в Лос-Анджелесе. «Это не какие-то абстрактные звуки, типа лая, хрюканья, — рассказывает пастор Дмитрий из «Церкви завета», предпочитающий относить себя к консервативным пятидесятникам. — Это реальные языки; бывает, что языки иностранные, которые мы не знаем. Мало кто у нас, например, знает финский или иврит. Мы воспринимаем их сродни пророчеству».
Истории некоторых неопятидесятнических церквей пестрят неожиданностями. Вот, например, текст, обнаруженный нами на сайте церкви «Краеугольный камень»: «Наша церковь родилась в марте 2002 года; летом 2001 года Белокопытов Тимофей услышал призыв от Господа насадить церковь. (…) В марте 2002 года, после окончания миссионерской школы, команда приехала в Новосибирск, с осознанием того, что Господь отдает им этот город».
Сайентология. Организации, связанные с распространением идей Рона Хаббарда, а именно «Церковь сайентологии» и «Криминон», оказались закрытыми для общения. На вопросы НГС.НОВОСТИ здесь отвечали в первом случае неадекватно, а во втором — враждебно. После 30-минутного разговора с представителем «Церкви сайентологии» было выяснено лишь то, что «это место, куда человек приходит для улучшения своего состояния». По словам Владимира Васильева, эксперта религиоведческой экспертизы в Минюсте, теория сайентологии объединяет научную фантастику и теорию успеха, совмещенную с вымогательством, обеспечиваемым штатными психологами. Количество адептов в Новосибирске неизвестно. По мнению Александра Новопашина, работают сайентологи едва ли не активнее всех.
Мормоны («Церковь Иисуса Христа Святых последних дней»). Удивительно, что в нашем городе нашлось место и этому диковинному, казалось бы, абсолютно американскому явлению. Три прихода «Церкви Иисуса Христа СПД» объединяют порядка 600 человек. Руководитель мормонов в Новосибирске Петр Николаичев рассказал следующее. Церковь Иисуса Христа была восстановлена в 1830 году через пророка Джозефа Смита, на которого снизошло видение. Приблизительно в это же время господин Смит дал миру «Книгу Мормона», новое свидетельство об Иисусе Христе. Мормон был одним из пророков, которые жили на древнем американском континенте. Американские индейцы, по словам мормонского Писания, это потерянное колено Израилево. У первых мормонов широко практиковалось многоженство (у Джозефа Смита, например, было 33 жены), однако после 1890 года от этой практики мормоны отказались. Новосибирские мормоны — это серьезные люди, блюдущие нравственность, здоровье (подобно ранним старообрядцам, они отвергают не только водку и табак, но и чай с кофе). Мормоны штудируют псевдодревнеамериканскую историю и исправно платят десятину церкви.
«Свидетели Иеговы». Отец Александр Новопашин насчитал в Новосибирске 1,5–2 тысячи иеговистов. Несмотря на активную миссионерскую деятельность, пароли и явки в Новосибирске «Свидетели Иеговы» скрывают. Возможно, это связано с недавним скандалом в Санкт-Петербурге, когда больной лейкемией иеговист отказался от переливания крови, так как эта процедура запрещена его религией.
Идеологическая платформа иеговистов близка к одной из древнейших христианских ересей — арианству. Иеговисты считают Иегову главным богом, а Иисуса второстепенным. В бессмертную душу не верят.
Всеми силами иеговисты стараются попасть в «малое стадо» из 144 тысяч человек, которые после смерти отправляются на небеса. Иеговисты не признают службу в армии (пацифизм также запрещает заниматься им боевыми искусствами), участие в патриотических церемониях, не проводят юбилеи и дни рожденья, так как это рассматривается как идолопоклонство. Членам данной конфессии запрещены проявление злобы, гнева, ярости, раздражения, крики или оскорбительные речи.
«Живая этика». Эзотерическое учение, представляющее собою микс мировых религий, творчества семьи Рерихов и Елены Блаватской и путешествий по Алтаю и Гималаям, особенно любимо пожилой интеллигенцией Академгородка. По оценкам экспертов и приверженцев, «Живая этика» у нас насчитывает несколько тысяч сочувствующих пассивно и активно. «Бога в ортодоксальном понимании христиан у нас нет, есть высший разум, руководящий планетой, и целая цепь великой иерархии света, великих учителей, и конец ее теряется в беспредельности», — рассказала НГС.НОВОСТИ исполнительный директор «Сибирского Рериховского Общества» Ольга Ольховая. Согласно концепции «Живой этики», главной задачей человека является развитие «духовности» (вопрос о том, что такое духовность, часто ставит адептов в тупик) и противостояние распаду, который царит в современной жизни. Представители «Живой этики» любят толковать о темных силах и разнообразных «духовных сущностях», которые стоят за видимыми событиями.
За бортом рейтинга НГС.НОВОСТИ осталось небольшое количество последователей Мун Сон Мёна, или преподобного Муна, а также адепты сочинений отечественного эзотерика Владимира Мегре («Анастасия», «Звенящие кедры России»), деятельность которых в последнее время поутихла. Справедливости ради, впрочем, стоит упомянуть, что 70 семей «анастасийцев» приобрели земельные участки в Ордынском районе, удалились из социума и живут там, по заветам Мегре, «в гармонии и согласии с природой».
Владимир Иткин
Фото liveinternet.ru