Год назад, в ночь с 8 на 9 сентября 2009 года, 28-летняя жительница Академгородка Ирина Сафонова вошла в подъезд своего дома — девятиэтажки по адресу Демакова, 1, — но так и не дошла до квартиры, таинственно исчезнув по пути. О пропаже стало известно только на следующее утро, когда проснувшиеся брат девушки и ее сын обнаружили, что она до сих пор не вернулась из кино. Трагическое происшествие вызвало общественный резонанс, и к поискам Ирины подключись сотни добровольцев, но результата это все равно не дало. Корреспондент НГС.НОВОСТИ выяснил, почему девушку не нашли даже через год и ищет ли ее кто-нибудь до сих пор.
Во вторник, 8 сентября 2009 года, за 28-летним детским психологом муниципального центра «Радуга» Ириной Сафоновой заехал ее молодой человек и ровесник Александр Скурихин, чтобы вместе отправиться в кинотеатр «Победа». В начале двенадцатого ночи фильм завершился, и Александр повез Ирину домой. Как позже установит следствие, в 23:55 его автомобиль остановится около типовой девятиэтажки по адресу Демакова, 1, в 0:02 девушка одна зайдет в свой подъезд, а Александр поедет к себе домой.
На следующее утро, в начале восьмого, молодой человек позвонит Ирине на мобильный телефон, но тот будет отключен. А на домашнем телефоне 10-летний заспанный сын Ирины ответит, что мама еще не вернулась из кино.
Известие об исчезновении жительницы Академгородка в считанные часы поставит на уши не только милицию, но и интернет-общественность (и Ирина, и Александр были активными участниками различных социальных сетей), а вскоре и весь город. На ее поиски выйдут сотни добровольцев, которые не только прочешут все близлежащие подвалы, чердаки, лесные массивы, но и расклеят буквально по всему Новосибирску, даже в отдаленных районах, объявления о розыске с приметами Сафоновой.
Какое-то время единственным более или менее «стоящим» подозреваемым неофициально будет оставаться Александр Скурихин, ведь именно он последним видел Ирину и подвозил ее до дому, но и эта версия, после тщательной проверки, окажется нежизнеспособной. «Были и игры в «плохого и хорошего полицейского», был и детектор, и 5-часовые разговоры… были моменты, когда я думал, что сойду с ума от давления на меня», — вспомнил тот период в разговоре с автором сам Александр.
В настоящий момент, как официально заявили вчера автору в Советском межрайонном следственном отделе, который занимается расследование этого дела, ни одного подозреваемого у них нет. Вся надежда — на оперативную информацию от случайного источника.
«Было так много проделано работы и не найдено ни одной зацепки, которая бы вывела следствие на нужный путь. Сейчас же я просто сбит с толку и не могу понять, что на самом деле произошло, — поделился своей трагедией Александр Скурихин. — С Иришей мы любим друг друга искренне вот уже почти 7 лет… И хотя по бумагам Ирина была замужем, но с мужем они жили каждый своей жизнью — он в Москве, она здесь. Мы планировали играть свадьбу весной этого года, после развода».
О том, что он тоже уже не знает, что и думать, рассказал корреспонденту НГС.НОВОСТИ и родной брат Ирины по имени Илья Кошкаров. «Версий нет вообще, ни одной… потому что мы отработали все: всех опросили, все что можно обыскали, но никто ничего не видел, никто ничего не знает», — говорит Илья.
Мама Ирины Марина Геннадьевна уверена только в том, что Ирину именно похитили. По ее словам, она надеется на то, что кто-то все-таки признается, потому что «так не бывает, что в окружении трех домов и сотен квартир никто ничего не видел».
Как узнал автор, сын Ирины сейчас живет в Москве со своим отцом, мальчику рассказали все как есть.
По словам начальника отдела разыскной работы Управления уголовного розыска ГУВД НСО Евгения Чуйко, помимо Ирины Сафоновой в списке «без вести пропавших» по Новосибирской области сейчас находится в общей сложности более 600 человек. Из них около 500 — те, кого ищут более года. «Все эти случаи уникальны и типичны одновременно, — говорит Евгений Чуйко. — В случае с Сафоновой действительно необычно, что бесследно исчезла прямо из подъезда, из лифта — такого больше не припомню».
В настоящий момент по факту исчезновения жительницы Академгородка возбуждено уголовное дело по статье 105 УК РФ «Убийство». «Это обычная практика, — объясняет Чуйко. — Если есть основания предполагать криминальную версию исчезновения и человек в определенное время не находится — возбуждается уголовное дело». По данным Чуйко, Ирину Сафонову согласно действующему законодательству будут искать, пока не найдут, хоть десятки лет. При этом, как уточнил собеседник, по статистике отыскивается примерно только каждый второй «пропавший без вести».
Андрей Ткачук
Фото www2.gcc.edu (1), ngs.ru (2)