Город Сергей Якушин: «На похоронах не плачут»

Сергей Якушин: «На похоронах не плачут»

Интервью с основателем Новосибирского крематория о погребальной традиции и моде на виртуальные похороны

Новости из Новосибирского крематория, который известен своими новаторскими подходами в вопросах погребального дела, часто вызывают бурную общественную дискуссию. «Смерть и траур — это оборотная сторона нашей жизни, которую нужно знать», — считает художница, выставка которой в начале июля разместилась на площадях музея погребальной культуры. О культуре отношения к смерти, о ритуалах, которые с ней связаны, и о моде на похороны корреспондент НГС.НОВОСТИ побеседовала с основателем Новосибирского крематория Сергеем Якушиным.

Справка: Якушин Сергей Борисович (1953 г.р.) — вице-президент Союза похоронных организаций, инвестор Новосибирского крематория. По образованию преподаватель английского и немецкого языков (окончил НГПИ в 1977 г.); работал переводчиком, тележурналистом, социологом. Основатель «Сибирской Ярмарки», издатель всероссийского журнала «Похоронный дом».

Существует ли у нас особая культура погребения?

Если сравнивать с остальными частями света, могу утверждать: культура погребения в России высокая. Несмотря на то что верующих у нас всего 20 %, при похоронах люди стараются соблюсти религиозные традиции. Установка у людей жива — лучше перебдеть, чем недобдеть, потому что мы не знаем, что находится за гробовой доской. Кремация не считается традиционным видом погребения, но, тем не менее, в крематории отпеваний больше, чем во всех храмах.

Православная церковь прямо не запрещает кремацию?

Закон о похоронном деле 1996 г. установил двойную норму погребения — традиционное погребение гробом в землю и путем предания тела огню (кремация). Прямого запрета церкви нет, но РПЦ придерживается догматов, которыми, собственно, церковь и сильна, а кремация — не традиционный вид погребения. Напрямую запрещать они не могут, иначе это может быть истолковано как подстрекательство против закона РФ.

Учитываются ли традиции наших предков в современных похоронах?

У нашего народа культура погребения в подкорке — нужно быстрее избавиться от мертвого тела. В Англии, например, чтобы похоронить, нужно собрать 11 подписей, на это уходит 7–9 дней, у нас все формальности занимают не более двух дней. Необходимо скорейшим образом тело захоронить, потому что условно оно всегда опасно. Это обусловлено не только православной традицией, но и санитарно-эпидемиологической потребностью. 43 заболевания могут передаваться от мертвого тела живому человеку. С этой точки зрения русский обряд погребения безопасен.

Сергей Якушин считает русские традиции погребения наиболее удачными из всех

У нас судмедэксперты настаивают на вскрытии. При этом родственникам тело выдают не подготовленное, без тотальной дезинфекции и бальзамирующих процедур. Тело, полученное из морга, всегда инфицировано. В моргах царствует постоянная бактериальная среда. Может быть и туберкулез, новый вид стафилококка, болезнь легионеров, СПИД. Здесь мы уступаем Западу, где тело проходит так называемую танатообработку, чтобы обезопасить окружающих, пришедших прощаться.

Чем еще наши похороны отличаются от западных?

У нас место упокоения не бывает брошенным. Есть некий процент отказных могил, но в принципе могилы становятся брошенными в течение срока одного поколения, это 25 лет. В Европе этот срок много меньше: 5–10 лет. Людей подталкивают европейские законы и ограниченные площади для погребения. В Португалии и Испании, например, эксгумированные кости после трехлетнего пребывания в могиле прокаливаются в целях инфекционной безопасности в специальных печах. Для любого русского это кажется диким и неприемлемым. У нас много площади, да и вековые традиции требуют останки не ворошить.

Другое важное отличие — в России испокон веков были лесные кладбища. Сегодня наши кладбища в более выигрышном положении, чем европейские или американские.

На Руси верили, что душа отлетает к небесам через корни и ветки. Это сыграло положительную роль — лесной массив быстрее способствует минерализации, задерживает проникновение трупных жидкостей в грунтовые воды, а фитонциды, особенно еловых насаждений, дают антибактериальный эффект. Все это делает посещение кладбищ относительно безопасным. В Америке на кладбищах есть специальный прибор — он как градусник определяет, какие участки опасны (где свежие захоронения), из-за скопления трупных газов с детьми туда лучше не ходить.

Что предполагают современные похороны?

Новые тенденции скорее зависят не от моды, а от потребностей дня. Во-первых, люди привыкли покупать товар в гипермаркете. Заказчики хотят, чтобы в одном магазине можно было приобрести полный пакет услуг и товаров — от одежды до венков. Второй момент — люди привыкли ко всякого рода шоу, и сценарные похороны сегодня становятся все более востребованными. В похоронке все качнулось в сторону театра.

Главный объект на похоронах — это тело, его надо высветить — мощными софитами, которые не выделяют тепло.

На похоронах в людях просыпаются лучшие качества: никто не пьет и не ворует экспонаты музея, которые лежат в открытом доступе

Лицо следует загримировать, придать ему достойный вид. Практически всегда на похоронах звучит музыка, не только траурная, но и та, которую любил усопший. Похороны ведет церемониймейстер, пишутся специальные речи, читаются стихи, играет скрипка, виолончель. Завершает траурную церемонию отпевание и торжественное шествие за гробом. Даже старики проявляют огромный интерес к сценарным похоронам. Они привыкли идти в СССР за грузовиком с гробом, и для них шествие важно. Крематорий впервые в Новосибирске создал платформу для сценарных похорон. За рубежом это сегодня развито, есть даже специальные учебные заведения, где обучают ведению похорон.

Какие похоронные ритуалы ушли и что пришло им на замену?

Вернулся конный экипаж, когда прощающиеся шествуют в молчании за гробом, водруженном на конный лафет. Часто выпускают белых голубей (считается, что душа отлетает на крыльях в небо), отправляют в небо горящие фонарики, если это вечерние похороны. Изменился характер поминок. Если в СССР они часто перерастали в пьяное гульбище, то сегодня — это редкость. Ушли в прошлое плакальщицы. Мы наблюдаем новую тенденцию, к которой пока не знаем, как относиться: на похоронах редко кто плачет. Нет такого, как раньше, чтобы люди бросались на гроб, кричали в горестных стенаниях.

Кто у нас является носителем традиций погребения? Часто ли люди теряются, сталкиваясь со смертью?

Носители — родственники, соседи-старики. Никто хоронить не обучает, конечно. На себя эту функцию берут похоронные дома. Какая бы ни была фирма — большая, маленькая, вновь созданная, — там людям все расскажут, распишут порядок, и традиции будут соблюдены. Уровень похоронного сервиса вырос. Новосибирск в этом отношении намного опережает другие города.

Есть мнение, что черные одежды на похоронах устарели. Кто-то, напротив, считает, что музыка на похоронах — пошлость. Откуда такой разброс оценок?

Радикального мнения человек держится обычно до тех пор, пока сам не столкнется со смертью. Смерть диктует свои законы. Черный цвет должен присутствовать: это не просто дань этикету, это способ выразить пиетет по отношению к усопшему и соболезнование семье — «мы солидарны с ними в горе, поэтому мы пришли в черном».

Не обязательно быть на похоронах полностью в черном, достаточно надеть черный галстук, рубашку, платок, траурную повязку на руку…

Приведу пример из опыта. На отпевании по церковным канонам желательно быть в белом или хотя бы покрыть голову белым платком. Хоронили спортсмена. Приходите, говорю, ребята, в белых майках. Пусть это будут спортивные, но белые майки, потому что на похороны заказали священника. И не поверите: их было человек сто, и все в белых майках! Получилась одухотворенная, удивительно торжественная церемония, ребята таким солидарным способом выразили свою скорбь и соболезнования семье.

Во сколько сегодня обходятся похороны?

Сама кремация стоит 5900 руб. Это муниципальный тариф. Окончательная сумма зависит от того, как родственники распорядятся финансами: купят гроб за 1200, обитый красным ситцем, или лакированный гроб за 12 тыс. руб. Венок двухметровый за 6 тыс. руб. или корзиночки за 150 руб. Но, по опыту, в 17 тыс. руб. обходятся очень хорошие похороны. Есть такая особенность: люди не хотят хоронить дешево, даже если нет денег. Мы несколько раз пытались внедрять дешевые похороны — никто не покупает дешевый комплекс. Есть у русских внутренний механизм: похоронить всегда хотят достойно, даже если при жизни человек нуждался.

А очень пышные, дорогие похороны — кто заказывает их?

Необязательно богатые люди. Как правило, их организует коллектив, которому хочется выразить отношение к умершему. Дорогие похороны — это около 100 тыс. руб., несколько автобусов, отдельный катафалк для цветов, огромное количество венков, цветов, свечей. Но прежде всего гроб, например американский гроб-саркофаг за 45 тыс. руб. Он противоречит нашим канонам, неудобен для родственников, которые пришли прощаться, — у гроба открывается половина крышки, и его нужно ставить не вдоль, а поперек.

Дорогой гроб, да еще как в американских фильмах, — это простое стремление к престижу.

Появилась еще такая новая потребность. Люди звонят, спрашивают: возможна ли трансляция похорон в интернете. Чаще всего нас подталкивают предоставить такую услугу иногородние родственники и друзья, которые не могут приехать, но хотят участвовать в прощании на расстоянии. Уверен, виртуальные похороны в режиме реального времени войдут в нашу жизнь в ближайшее время.

Ирина Киснер

Фото gettyimages.com (1), Сергея Ляшко (2), Татьяны Кривенко (3)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
173
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Даже ностальгия перестала работать»: журналистка НГС посмотрела новогоднюю комедию о селебах — почему новый фильм ее расстроил
Алёна Золотухина
Журналист НГС
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Рекомендуем
Знакомства
Объявления