Сибирские многодетные семьи недовольны тем, как к ним относится государство. Об этом накануне заявили участники пресс-конференции, организованной независимыми журналистами. Житель райцентра Маслянино, отец 13 детей Владимир Архипов уже не первый год пытается выяснить, куда были потрачены более 250 тысяч рублей, которые местные власти выделили на капитальный ремонт дома, в котором живет его большая семья. В поисках истины глава семейства дошел до суда и стал фигурантом множества — по его словам — «сфабрикованных» уголовных дел. В том, что мешает благополучию многодетных семей, разбирался корреспондент НГС.НОВОСТИ.
У Владимира Архипова и его супруги 13 детей (все родные). Восемь из них — несовершеннолетние. Все они живут в райцентре Маслянино, в здании бывшей амбулатории, построенной в конце 50-х годов прошлого века. Летом большая семья собирает грибы, ягоды, возделывает земельный участок, делает зимние заготовки, ухаживает за курами и поросятами, собирает и сдает металлолом, в общем, работает.
Ремонт дома, который семья Архиповых арендует у районной администрации, — задача муниципальных властей. Чтобы жилье капитально отремонтировали, глава семейства, по его словам, проводил в коридорах маслянинской администрации дни напролет. Вместо ремонта Владимиру выдавали официальные бумаги, в которых состояние дома с течением времени только улучшалось, так как на капитальный ремонт дома из муниципального бюджета было выделено 254 тысячи рублей. Вот только хозяин дома ни денег, ни ремонта не увидел.
Все попытки добиться правды заканчивались для Архипова возбуждением уголовных дел. Его, невысокого стройного мужчину, и его жену, маленькую хрупкую женщину, обвиняли в избиении сотрудников милиции, в том, что они угрожали расправой милиционерам и сотрудникам энергосбыта, которые пришли взыскать с семьи задолженность по электроэнергии и ликвидировать самовольное подключение. Против главы семьи возбуждали также дела о краже металлолома. Владимир Данилович в очередной раз обратился в администрацию с вопросами, куда делись 254 тысячи рублей. Ответа не последовало. Он пошел в прокуратуру. Там тоже молчание. И глава семьи пошел в суд с иском к бездействующей прокуратуре. Суд признал, что прокуратура, игнорируя обращения Архипова, нарушает закон.
«За счет нашей семьи списываются баснословные деньги. У меня 13 детей, мы с женой их воспитываем, стараемся, чтобы они выросли хорошими людьми, но нам этого не дают, — говорит Владимир Архипов.
— Когда я пошел в суд со всеми официальными ответами из прокуратуры и от чиновников, судья взялся за голову и сказал, что все это можно Задорнову отправлять, который хорошую юмореску выпустит. После того как суд вынес решение в мою пользу, признав, что прокуратура бездействует, Шалимов — прокурор Маслянинского района — только и делает, что от меня бегает. В последний раз, увидев меня в окно, он убежал в туалет. Там от меня и скрывался. 15 минут ждали его с людьми».
Маслянинский прокурор Роман Шалимов решение районного суда, по его словам, уже исполнил. В ходе краткого телефонного разговора он сообщил, что возмущения Архипова ему понятны, да вот только бездействие было непредумышленным и ни в коем случае не злонамеренным.
«Ошибка технического характера», — так прокурор описал причины, по которым заявление искавшего справедливость Владимира Архипова оставалось без ответа. В будущем прокурор пообещал всячески защищать права многодетного отца, «в пределах компетенции, разумеется».
В сельской местности большие семьи встречаются чаще, чем в городе. В своем доме с приусадебным участком и домашней скотиной прокормить детей проще, чем в квартире. «Главное — научить детей работать и быть хорошими людьми, а не разгильдяями и разбойниками. Из 13 моих детей ни один не имел проблем с законом», — говорит Владимир. Один из его сыновей — студент новосибирского училища — получает губернаторскую стипендию. Другой служит на военной базе в Таджикистане. Младшие дети хорошо учатся и помогают матери и отцу по хозяйству. «У нас счастливая полная семья», — улыбается Владимир.
«Многодетные семьи — это самые обычные семьи, в которых встречаются те же проблемы, что и в семьях с 1-2 детьми. Жить им не сложнее, не проще. Ни в моральном, ни в материальном плане, — рассуждает семейный психолог из Омска Галина Деревянко. — Неблагополучные многодетные семьи встречаются так же часто, как и традиционные неблагополучные семьи.
Обычно в них очень велика любовь между родителями, очень сильна позиция отца и почти всегда совсем немного денег. Просто потому, что деньги для больших семей — далеко не самое главное».
То, что многодетные семьи стали громко заявлять о своих проблемах, — это, похоже, веяние времени. Характерная черта современности — люди, которые приходят к пониманию, что их права нарушаются. Глава многодетной маслянинской семьи верит, что добьется справедливости: «Надо всем вместе бороться с этим произволом. И никого не бояться. Тогда у России будет хорошее будущее».
Кирилл Маковеев
Фото предоставлено АНО «Сибирский институт защиты гласности» (1–4), автора (5)